Просыпаюсь утром, подхожу к нетбуку: он горяч, как кухонная плита после выпечки пирожков. Открываю. Он, оказывается, не спал всю ночь. Бессонница. Я привык закрывать его крышку и больше о нем не беспокоиться, — а тут на тебе! — не заснул.
Вообще-то способность легко засыпать и столь же легко и быстро просыпаться я считаю что в нетбуках, что в ноутбуках одной из главных: эти легкие переносные устройства должны, как юные пионеры, быть готовы всегда. К проблемам с засыпанием у компьютеров настольных я отношусь снисходительно, — но нетбук таких проблем иметь не должен никак. По определению.
Припомнив, не ставил ли я какого-нибудь свежего софта и решив, что, кажется, не ставил, я позвонил своим добрым знакомцам в Fujitsu (мой ноутбук, Amilo mini, произведен еще аж Fujitsu Siemens, но сейчас отвечает за него Fujitsu), и они велели нетбук привезти. Преодолевая пробки и выжигая бензин посредством кондиционера, я добрался до их офиса и нетбук сдал. Назавтра мне позвонили: инженер возился с ним довольно долго и пришел к выводу, что «железо» — в полном порядке. Оно, конечно, и изначально можно было это предполагать, потому что «железной» компоненте Fujitsu всегда уделял повышенное внимание. Значит — софт.
Обновил антивирус. Прогнал все в параноидальном режиме. Антивирус обнаружил пяток «красных» файлов и их удалил. (Попутно возникает вопрос: как он, никогда не отключаемый, их вообще пропустил, — ну да это разговор отдельный.) Нетбук не заснул. Поставил свеженький Ad-Aware — антишпионскую программу, которую мне однажды посоветовал технический специалист из Microsoft, объяснивший, что шпионы могут не просто шпионить, но и отрицательно действовать на работу системы. И, хоть NOD 32, которым я пользуюсь, вроде бы обещает защиту и от шпионов тоже, решил пригласить специалиста по принципу «отец бы, конечно, смог, да бык — лучше». Прогнал нетбук и через Ad-Aware. Результат — тот же: несколько отысканных и обезвреженных шпионов и устойчивая бессонница. В общей сложности потерял двое суток: загрузки, прогоны и, главное, две поездки в центр Москвы.
Наконец, решил отключить все загружаемое с помощью системной утилиты msconfig. Система обеднела и опустела, однако засыпать стала с полнамека. Начал подгружать постепенно, одну за другой, отключенные службы и резидентные программы. Убил еще часа хорошо если три. Гадина — по закону бутерброда — обнаружилась последней. Ею оказалась программа HTC Sync, осуществляющая синхронизацию новенького HTC Desire, работающего под ОС Android, про который я уже написал несколько «Огородов» («Буриданов осел», «Буриданов осел-2», «Излишества, которых нас лишают», «Душа в теле») и планирую еще как минимум один. Там я уже поругивал HTC Sync, который, например, на моем настольном компьютере при подключении к нему Desire, парализует пристяжные жесткие диски, — но с этим мириться как-то еще было можно: иметь в виду и не допускать столкновений, — история же с засыпанием не годилась ну просто никуда!
Самое смешное, что убрав HTC Sync из автозагрузки (где, похоже, она была снабжена какими-то таинственными ключами) и вызвав ее для синхронизации вручную, я легко отправлял свой нетбук в сон: программа не мешала.
Ну ладно. Все хорошо, что хорошо кончается. Однако возникает вопрос: кто и как компенсирует мне потраченные несколько дней и несколько метров нервов? Неужели HTC? Да никогда в жизни! Я уж не помню, но практически наверняка при установке HTC Sync на компьютер я нажимал на кнопочку так называемого «Лицензионного соглашения», которое, по сути, означает одно: производитель берет за продукт деньги, но за его работу не отвечает никак! Никоим образом. Не хочешь, дескать, — не пользуйся. И тут даже не важно, что собственно за программу я денег не платил: ее цена наверняка включена в цену Desire, что, пожалуй, еще изощреннее: отказаться от глючной программы можно только в комплекте с отказом от самого коммуникатора. И сомневаюсь, чтобы HTC забрал его назад с выплатой всей суммы по такому несерьезному на их взгляд поводу. Они вообще скорее всего скажут, что, мол, синхронизируйтесь с Google: Android рассчитан ровно на это, синхронизация с компьютером, — это вообще эдакая «боковая» добавка, можно сказать — бонус.
Но любые слова подобного рода ни моего времени, ни моих нервов не вернут и не компенсируют.
Короче говоря, я вновь и вновь утверждаю, что до тех пор, пока потребитель будет мириться с издевательскими, оскорбительными «Лицензионными соглашениями», — будет продолжать терять время и нервы за свои же деньги. И с нетерпением жду, когда же потребителями эта ситуация ощутится столь оскорбительной, что они, что называется, «восстанут и призовут к ответу».
И меня нисколько не убеждают разъяснения софтописателей о сложности предмета и принципиальной невозможности гарантировать все на свете: пусть подробно прописывают в новых соглашениях все ситуации, в которых их программа должна работать гарантировано, а за сбои — нести реальную материальную ответственность.
Сами посудите: я не псих, не склочник, я понимаю всякие сложности. К примеру, я не стал особо шуметь из-за глюков HTC Sync на моем настольном компьютере: он и впрямь весьма сложен, к нему чего только ни подключено, в него чего только ни загружено (хотя, честно признаться, практически ничто, кроме HTC Sync’а, не проводит такие эффектные выступления).
Но нетбук, практически чистый, от хорошего производителя, работающий под надежнейшей XP... По моим представлениям он вполне должен был бы попасть в самую строгую спецификацию авторов HTC Sync. То есть — под их гарантию. В том числе — материальную!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции