Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
С точки зрения среднего американца, главный кризис, который переживает его страна — это в Мексиканском заливе. И только что прозвучавшее выступление президента США Барака Обамы было полностью посвящено сложившейся ситуации — из тех ситуаций, что избиратель не любит. Это когда абсолютно ничего нельзя сделать кроме того, что уже делается. Обама собирается попросить «Бритиш петролеум», виновника катастрофы, отложить деньги на восстановление экологического баланса, предложить усилить государственный контроль за нефтяными компаниями, и т.д.
А колумнисты американских СМИ морщатся: это не наш стиль — кого-то просить, призывать, рекомендовать. То ли дело при Джоне Кеннеди: раз — и ввели морскую блокаду Кубы. Кстати, бессмысленную и провалившуюся меру.
Но если внимательно присмотреться, то перед нами не один, а минимум пять кризисов, каждый из которых никак не регулируется «старыми добрыми» методами. А когда они протекают все одновременно — то это принципиально новая международная ситуация, за которой стоит внимательно наблюдать.
Киргизия: сто тысяч беженцев, неясно, сколько погибших. А ведь это вполне американская проблема — авиабазу в США в Манасе пока никто не эвакуировал, притом что она нужна для продолжения войны в Афганистане. Так что США оказываются тут примерно в той же ситуации, что и Россия, или Узбекистан, или Казахстан: военно-полицейский метод прекращения побоищ на юге? А как вы это себе представляете — надо хотя бы отличать узбека от киргиза, и еще помнить, что ваши граждане или соотечественники тоже живут на территории страны. То есть — уметь не превратить полицейскую операцию в акт войны на одной из сторон. Что тогда делать? А пока ничего, кроме того, что уже делается. Как это ни печально. И никакой самодеятельности Вашингтона (или Москвы), никаких попыток использовать кризис для «вытеснения» другой стороны из страны и региона.
Афганистан. Тут для Америки (и ЕС, и НАТО) также нарастает драматизм ситуации — особенно в данный момент, когда началось наступления войск США и афганского правительства в районе Кандагара. И вот что случилось только что на слушаниях в сенате США, в комиссии по делам вооруженных сил. Генерал Дэвид Петреус, командующий американскими силами на Ближнем Востоке, выслушал вопрос насчет того, а смогут ли, действительно, американские солдаты покинуть Афганистан именно в июле 2011 года. Выслушал, начал отвечать и потерял сознание.
Дело, конечно, в недавно перенесенной им операции, но как символ происходящего этот обморок оказался очень сильным. В США, например, сейчас начинают изучать вопрос — а как администрация оценивает способность афганских властей взять на себя все бремя операций: по формальным признакам, типа вооружений, или более трезво? А в Кабуле всерьез началась политика «интеграции» талибов в управление государством.
В целом остается только падать в обморок, потому что даже не через год, а раньше вся международная ситуация в Афганистане и Центральной Азии поменяется резко. Да этот процесс уже начался — президент Афганистана Хамид Карзай очень старается завести новые связи с Китаем, Индией, странами-членами ШОС (на саммите которой он только что побывал). Может ли Америка или ЕС с НАТО здесь что-либо изменить? Нет, уже пробовали. Не получалось. И здесь поэтому есть признаки поиска путей сотрудничества всех, кто как-то участвует в делах региона. Пока — на уровне экспертов.
Еще один — четвертый кризис. Северная Корея. Тут никто в обморок не падает, а просто всеми силами, коллективно, отшвыривают корейскую проблему в сторону: ребята, только вас тут не хватало.
Что произошло бы в эпоху «зрелого Джорджа Буша», если бы вот так, как сейчас, затонул южнокорейский военный корабль в водах, принадлежность которых две Кореи никак не могут прояснить, погибла бы половина команды? Многое могло бы произойти. А сейчас — на этой неделе начались консультации Совета Безопасности ООН, и чем дальше они идут, тем дальше видно, что история вызывает вопросы. Да, это был взрыв. И международная комиссия привычно приписала вину за него Северной Корее. Но… целый месяц будут обрабатывать полученные данные эксперты из России, но… немалая часть публики в Южной Корее тоже не верит, что Север вот так просто взял и послал торпеду во фрегат южан (а зачем вообще это было нужно делать?). В результате становится ясно, что история не так проста, как кажется. И что гораздо лучше и в этом случае проявить неторопливость и внимательно послушать выводы другой стороны.
Пятый кризис — это, конечно, Иран. Здесь очень многое можно было бы сказать, приведу лишь совсем пустяковый факт: подборка публикаций в журнале Foreign Policy, где разные авторы пытаются выяснить — что США не так поняли в прошлогодней истории с выборами в Иране? Что надо было делать по-другому, где следовало оценивать ситуацию не в привычном для Америки черно-белом варианте?
Самое главное в происходящем — это что, в отличие от ситуации пятилетней давности — когда атмосфера новой холодной войны все сгущалась — сегодня мы ощущаем дух сотрудничества. В ООН США поддержали Южную Корею, а Китай и Россия призвали не спешить и разобраться — но Москва с Вашингтоном с удовольствием обмениваются мыслями о происшедшем. И сотрудничают. Афганистан и Киргизия: здесь идут постоянные консультации, а уж по части гуманитарного кризиса к усилиям России и ее союзников по ОДКБ присоединяется даже летаргическая Европа, в лице ОБСЕ. Наметилось и сотрудничество по афганским наркотикам. Подводный аппарат «Мир» чуть не возник в Мексиканском заливе, а может, еще и возникнет.
Если в ближайшие месяцы наметятся еще несколько поводов к российско-западному сотрудничеству, то холодную войну можно будет хоронить по второму разу, причем навсегда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции