Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
15 июня 2010 года в Северодвинске был спущен на воду новейший подводный крейсер, получивший в честь своей колыбели имя «Северодвинск». Строительство корабля продолжалось 17 лет, и в этом драматичном долгострое как в зеркале отразилась вся история отечественной оборонки последних десятилетий.
Работа над подлодками нового - четвертого - поколения началась в СССР в 1977 году, а в 1985 планы их строительства были заложены в программу кораблестроения. По традиции советского ВМФ предусматривалось одновременное строительство нескольких проектов АПЛ для различных задач - стратегических, противоавианосных, многоцелевых, противолодочных и специального назначения. Однако в конце 1980-х уже было ясно, что подобная практика приводит к неоправданному повышению расходов на ВМФ, и по примеру вероятного противника было решено свести многообразие атомных лодок к двум классам - стратегические АПЛ для выполнения задач ядерного сдерживания, и многоцелевые - для всего остального.
В качестве нового «стратега» был выбран проект 955 - в 2007 году на воду был спущен головной корабль - «Юрий Долгорукий». В качестве нового многоцелевого подводного крейсера был выбран проект 885.
Головной корабль проекта 885 должен был быть заложен еще на рубеже 1980-90-х годов, но финансовые ограничения и распад СССР отложили начало строительства до 1993 года. Затем потянулась длительная эпопея его постройки. Изначально предполагалось, что головной корабль войдет в строй в 1998 году, и появились слухи о закладке еще двух или трех корпусов данного проекта. В 1998 сроки сдвинулись на начало 2000-х, затем на 2005, 2007… В итоге головной АПРК (атомный подводный ракетный крейсер) «Северодвинск» проекта 885 шифр «Ясень», индекс НАТО - GRANAY, был спущен на воду в 2010 году, а его ввода в строй следует ждать не раньше 2011 года. При этом нужно отметить, что в отличие от «Юрия Долгорукого», который пока так и не дождался ракеты «Булава», «Северодвинск» не останется безоружным - все его ракеты и торпеды уже освоены промышленностью.
Оказались ложными и слухи о строительстве следующих корпусов, якобы заложенных еще в 1990-х. В реальности работы на втором корабле усовершенствованного проекта 885М, получившем имя «Казань», начались только в 2009 году.
Причины столь долгого строительства были различными: длительное время проект практически не финансировался, затем, после возобновления финансирования, проект пришлось модернизировать - оборудование, закладывавшееся проектировщиками в конце 1980-х, устарело, и достраивать крейсер с ним было бессмысленно. Кроме того, по некоторым сведениям, возникли сложности и с главной энергетической установкой нового поколения, которую пришлось дорабатывать.
Наконец, в середине 2000-х годов начали раздаваться вопросы о принципиальной необходимости постройки кораблей данного проекта. Для того, чтобы разобраться с этой проблемой, нужно посмотреть на характеристики «Северодвинска». Это крупный подводный корабль, стандартным водоизмещением 9700 и полным - более 13500 тонн, длиной около 120 метров и шириной 13 метров. Он обладает большой скоростью хода (по некоторым данным до 33 узлов), и имеет мощное вооружение: 8 торпедных аппаратов калибром 533 и 650 мм, также 8 пусковых установок шахтного типа, в каждой из которых может быть размещено до трех крылатых ракет различных типов.
Лодка оснащена мощным радиоэлектронным оборудованием и гидроакустикой, а стоимость ее постройки, по некоторым данным, приближается к двум миллиардам долларов. Наиболее близким по функционалу и характеристикам аналогом отечественного проекта является американский проект SSN-21 Sea Wolf. «Си Вулфы» также представляют собой крупные, скоростные, тяжеловооруженные и дорогостоящие боевые единицы. В конце 1980-х они предполагались как ответ на ввод в состав ВМФ СССР подлодок проекта 971, и США хотели построить 30 субмарин данного типа. В связи с окончанием Холодной войны нужда в подобной серии отпала, и в 1989-2005 годах было построено всего три лодки, при этом цена каждой единицы достигла четырех миллиардов долларов. В качестве основной субмарины нового поколения была выбрана меньшая по размерам и не столь выдающаяся по ТТХ «Вирджиния». Подлодки этого типа планируется построить в количестве 30 единиц для замены устаревающих АПЛ типа «Лос-Анджелес».
В связи с этим возникает вопрос, нужно ли России сегодня строительство серии подобных «Си Вулфу» кораблей, характеристики которых в свое время рассчитывались исходя из предполагавшейся большой войны с самым могущественным на земле противником? Или, учитывая текущую международную обстановку, можно ограничиться вводом в строй двух-трех кораблей проекта 885(885М), а в качестве основной атомной лодки на перспективу выбрать более дешевый вариант, сохраняющий за счет современного оборудования и вооружения необходимые возможности.
Этот вопрос является тем более актуальным, что «Северодвинск», даже если его построят в количестве анонсированных шести единиц, не сможет заменить имеющиеся многоцелевые подлодки. В настоящее время в составе ВМФ России насчитывается в общей сложности 27 АПЛ проектов 949, 945, 671РТМ и 971, введенных в строй с середины 1980-х по конец 1990-х годов. Как минимум половина из них выйдет из строя в течение следующих 15 лет.
В связи с этим строительство в ближайшие полтора десятилетия более дешевой «массовой» АПЛ, по ТТХ примерно соответствующей последним лодкам проекта 971 (или даже 671РТМ) и превосходящей их по возможностям оборудования и уровню скрытности, в количестве хотя бы 12-15 единиц, является жизненно необходимым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции