Владимир Мытарев, специально для РИА Новости
Реформа бюджетных учреждений с целью повышения эффективности расходования государственных средств набирает обороты. Причины понятны – людям надоели некачественные услуги муниципальных учреждений, поборы в школах и детсадах, низкая оиентированность на клиента, а то и грубость персонала бюджетных структур. Положить этому конец призван законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Как сообщили в пресс-службе Минфина, при обсуждении законопроекта в различных властных структурах было внесено 366 предложений. Окончательные формулировки закона сейчас обсуждают органы власти субъектов Российской Федерации, представители Минобразования, Минздравсоцразвития и Минкультуры и представители политических партий, общественных организаций, гражданского общества.
Столь обширная дискуссия понятна - с принятием закона реорганизации подвергнутся 328 тысяч учреждений по всей стране, изменятся привычные понятия о работе бюджетных учреждений, будет сделана ставка на повышение эффективности их работы и качества предоставляемых услуг. А еще - четкое разграничение того, какие услуги могут быть предоставлены на платной основе, а какие в любой ситуации и любой гражданин должен получить бесплатно.
Не секрет, что именно в этой сфере в последнее время было больше всего злоупотреблений со стороны муниципальных структур, стремящихся перевести всю свою деятельность в коммерческое русло. Таким образом вопрос, как сочетать бесплатные и платные услуги, продолжать ли финансирование из бюджета и какими налогами облагать учреждения в случае получения им коммерческой прибыли, уже давно висит в воздухе.
Что предлагают в законе? Разделить учреждения по рангам: автономные, нового бюджетного типа и казенные. По такой схеме федеральные бюджетные учреждения начнут работать с 1 января 2011 года, регионалы имеют возможность думать до 1 июня 2012 года. При этом казенные учреждения будут все так же финансироваться полностью из бюджета, но не смогут оказывать платные услуги.
Учреждения нового бюджетного типа будут получать деньги из бюджета, но при этом иметь возможность и зарабатывать за счет платных услуг. Автономные - будут преимущественно ориентированы на оказание платных услуг. Для них произойдет перевод с обычного бюджетного финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий. Это означает, что школа будет получать деньги в соответствии с госзаказом - обучить такое-то количество учеников по таким-то образовательным стандартам.
«Простые граждане, конечно, не должны знать все тонкости закона, - подчеркивает в этой связи замминистра финансов Татьяна Нестеренко, но они должны быть уверены, что платить за образование не обязаны. Оно в России бесплатное и останется таковым. Это норма Конституции, закона «Об образовании». Если у вас вымогают деньги, вы имеете право немедленно сообщить об этом в управление образования или сразу в прокуратуру. Это вопрос организованных злоупотреблений».
«Практика применения некоторых норм существующих законов создавала большое количество негатива, «серых» зон, что вызывало понятное недовольство потребителей услуг, - поясняет замминистра финансов. - Например, у нас сейчас действуют нормы, по которым бюджетные учреждения могут заниматься предпринимательской деятельностью. При этом чем они только не занимаются: от продажи в оздоровительных медицинских учреждениях вино-водочных изделий и сигарет до перепродажи товаров в образовательных учреждениях».
Предпринимательство - это априори рискованная деятельность. Новым законом эта формулировка изменена, теперь бюджетные (автономные) учреждения смогут заниматься только деятельностью, приносящей доход. Причем, только если эта деятельность прописана в уставе и служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение.
«Перечень разрешенных видов деятельности должен быть исчерпывающим. Опять же впервые поставлено требование, чтобы устав был опубликован в свободном доступе, скажем, на сайте учреждения в интернете», - отметила Татьяна Нестеренко.
По мнению разработчиков закона, нужно уметь сформировать госзадание для того же театра, таким образом, чтобы можно было четко понимать, за что мы платим. Предполагается провести отдельную дискуссию с учреждениями культуры о том, как формировать госзадание. Цель - уйти даже от видимости существования смешанных, «серых зон» в системах здравоохранения и образования.
В результате реализации закона должно быть обеспечено повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения темпов роста бюджетных расходов на их предоставление. Так что можно сказать, что из чиновников будут делать менеджеров по управлению «социальным климатом».
Предварительные расчеты показывают, что при новой системе не только улучшается состояние социальной среды, но и увеличиваются отчисления в местный бюджет. Увидеть, насколько они верны, можно будет уже в конце следующего года. При этом в Минфине предполагают, что если во время отработки норм закона в пилотных проектах и во время переходного периода появится необходимость уточнения отдельных его норм, то это будет обязательно сделано. И в правительстве, и в Думе, и в Совете Федерации созданы группы по мониторингу применения норм закона.