Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Президент России Дмитрий Медведев сменил руководство Федерального агентства по поставкам вооружения, военной техники, специальной техники и материальных средств, более известного как Рособоронпоставка. На пост главы агентства назначена Надежда Синикова, сменившая освобожденного от должности Виктора Черкесова, карьера которого в последние годы шла по нисходящей, а действия не всегда находили понимание у коллег и руководства.
Агентство было создано в 2007 году по инициативе первого вице-премьера Сергея Иванова для контроля за расходами по гособоронзаказу. Предусматривалось, что новый орган поможет искоренить коррупцию в среде генералов Минобороны и директоров оборонных предприятий. По новой схеме заказывающие управления Минобороны, МВД, ФСБ и прочих силовых структур должны были подавать заявки на получение тех или иных видов вооружения, техники и т.д., а агентство - заключать контракты, платить по ним, осуществлять приемку и передавать заказчику. Первым руководителем Рособоронпоставки стал Александр Денисов - заместитель главы Федерального агентства по военно-техническому сотрудничеству. С 12 мая 2008 года его сменил Виктор Черкесов, освобожденный от руководства Госнаркоконтролем.
Новые перемены в руководстве Рособоронпоставки назревали давно: к исполнению гособоронзаказа в части закупок техники и прочих средств для Вооруженных сил России предъявляются многочисленные, зачастую справедливые претензии. В мае этого года агентство было выведено из-под непосредственного контроля Правительства России и передано в ведение Минобороны. Юридически это означает возвращение непосредственного управления поставками по гособоронзаказу в руки военного ведомства.
При этом следует отметить, что фактически это управление так и оставалось в ведении Минобороны: контроль над поставками вооружений осуществлялся через находящийся в ведении МО Рособоронзаказ, чьи функции во многом дублировали Рособоронпоставку. Ущербность Рособоронпоставки и недостаточность ее полномочий отмечались многими.
Путаница с управлением гособоронзаказом, наложившись на финансовый кризис, в 2009 году привела к срыву сроков заключения многих контрактов в сфере гособоронзаказа, а прозрачность системы и ее антикоррупционная устойчивость продолжают оставаться недостаточными. В результате гособоронзаказ 2009 года, по данным Минобороны, при 100% финансировании был выполнен лишь наполовину.
Особенно в результате страдает оснащение войск современными системами управления и связи, строительство новейшей авиатехники для ВВС и кораблей для ВМФ России, где ранее оговоренные сроки часто срываются. Следует, впрочем, отметить, что в этих случаях зачастую виновато не только Минобороны, но и компании - исполнители заказа, зачастую берущие на себя обязательства, которые заведомо не в силах выполнить.
Передачу Рособоронпоставки в ведение МО можно истолковать как намерение покончить с двоевластием в сфере управления оборонным заказом и сосредоточить контроль над военными закупками в руках Анатолия Сердюкова, который, очевидно, пользуется доверием со стороны руководства государства. Об этом говорит и выбор нового руководителя ведомства: Надежда Синикова, долгое время работавшая в Санкт-Петербургских налоговых органах, хорошо знакома Анатолию Сердюкову, который был ее непосредственным начальником.
Следует полагать, что на этом перемены в управлении гособоронзаказом не остановятся: существование двух дублирующих тематических ведомств, вдобавок теперь объединенных под крышей МО, явно излишне, а потому стоит ждать поглощения одного ведомства другим.
При этом простыми кадровыми перестановками и подзаконными актами, регулирующими действия соответствующих ведомств, ситуацию в корне не изменить. Для того чтобы система поставок вооружения и техники в армию заработала нормально, требуются серьезные изменения в законодательстве с последующей притиркой системы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции