Самые первые двигающиеся картинки - немое кино - сопровождались игрой тапера и титрами. Музыка создавала настроение, титры объясняли происходящее. И это было оправдано, поскольку тогда техника не позволяла записывать и воспроизводить звук.
Многие камеры и сейчас не записывают звуковую дорожку. Большое полнометражное кино, снятое на пленку, всегда проходит процесс озвучивания. Только теперь роль тапера и титров выполняют специалисты по синхронным шумам, режиссеры звуковых эффектов, актеры речевого озвучивания и т.д. Сериалы обычно снимаются видеокамерами, и они позволяют записывать звук, но чаще всего он пишется на отдельное звукозаписывающее устройство.
Все это я пишу для того, чтобы подчеркнуть: звук не менее важен, чем картинка. Он дает дополнительное представление о происходящем и является неотъемлемой частью видеоизображения. Если телеоператор привез в редакцию кассету с видео без звука, это - брак, видео с плохим звуком тоже брак.
Почему не записанный совсем или плохой по качеству звук интервью на телевидении считается браком, понятно. Нам не интересно смотреть на неподвижно стоящего в кадре человека, если он не несет нам никакой новой и полезной информации. Свое сообщение он произносит вслух, если мы его не слышим, человек этот нам не нужен, кем бы он ни был. Требований к такому звуку всего два:
1. этот звук должен быть в принципе!
2. звук должен быть достаточно громким и четким.
Для записи видеоинтервью или синхрона, как на профессиональном жаргоне называется запись видео с одновременной записью звука голоса говорящего в кадре человека, всегда используются выносные, подключаемые через специальный разъем микрофоны. Это сделано для того, чтобы записанный голос был громче и качественнее, чем звук атмосферы вокруг.
Давайте представим себе картинку: едет автомобиль по улице в полной тишине, т.е. звук мы не записали. Зритель из этого видео может понять только то, что автомобиль едет, а не стоит. Если он услышит надрывный звук двигателя этого автомобиля, то поймет, что он неисправен. Согласитесь, на видео со звуком содержится гораздо больше полезной информации. Когда звук двигателя записан, нам нет необходимости рассказывать с помощью закадрового голоса или титров о том, что автомобиль громко гудит и издает хлопающие звуки при езде. Звук проезжающего автомобиля в этом примере не что иное, как интершум. Именно так на языке телевизионщиков называется окружающий нас звук, который записывает камера.
Итак, подведем итоги, что мы знаем о звуке? Звук должен присутствовать на видеозаписи. Он бывает трех основных типов: интершум, синхрон, закадровый голос. Причем интершум и синхрон - это звук, записываемый непосредственно на месте событий, а закадровый голос обычно записывается в студии звукозаписи и накладывается на картинку уже в процессе монтажа материала, или наоборот - сначала звук, а потом под него подбирают картинку. При умелом использовании и смешении при монтаже всех трех видов звука мы можем получить качественный сюжет.