Спортивный самолет Як-52 разбился в четверг при заходе на посадку в Амурской области, экипаж погиб, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ГУ МЧС по области.
Спортивно-тренировочный самолет Як-52 разработан в опытно-конструкторском бюро им. А.С. Яковлева в 1974 г. на базе пилотажного самолета Як-50 под руководством конструктора Вячеслава Кондратьева.
Так как самолет создавался с максимальным использованием узлов Як-50, проектирование заняло несколько месяцев. При этом был учтен опыт эксплуатации нескольких тысяч самолетов Як-18.
Для упрощения взлета и посадки применено шасси с носовой стойкой. Топливная система спроектирована заново. Она позволяет совершать длительный перевернутый полет и выполнять фигуры высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Обновлен состав оборудования, что позволило выполнять полеты в сложных метеоусловиях.
От Як-50 самолет отличает двухместная кабина, посадочные щитки и шасси с носовой стойкой.
Як-52 предназначен для первоначального обучения летчиков в школах гражданской авиации, тренировки летного состава. Из-за этого к самолету предъявлялись очень жесткие требования и испытания продолжались около двух лет.
Кроме обучения предусмотрена возможность использования Як-52 в качестве буксировщика планеров.
Первый полет нового самолета состоялся в 1979 г. Тогда же в Румынии на заводе "Аэростар" был развернут серийный выпуск Як-52 - по кооперации в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Конструктивные особенности и оборудование
Як-52 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана, фюзеляж - типа полумонокок (конструкция, в которой нагрузки несут как внешняя тонкостенная оболочка, так и подкрепляющий ее силовой каркас).
Крыло усилено и снабжено посадочными щитками. Стойки шасси в полете полностью не убираются, а поджимаются к крылу и фюзеляжу, что гарантирует безопасное приземление, если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой.
В качестве силовой установки использован поршневой 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М‑14П с автоматическим воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива размещается в двух крыльевых топливных баках по 65 л. В фюзеляже установлен 5-литровый расходный бак.
Управление самолетом спаренное. Кабина закрыта общим фонарем с двумя сдвижными частями. В состав пилотажно-навигационного оборудования входят: курсовая система ГМК-1А, радиокомпас АРК‑15М, сигнализатор предупреждения о приближении к сваливанию. На самолете установлена радиостанция "Ландыш-5" и переговорное устройство СПУ-9.
Пилотажно-навигационное оборудование, установленное на Як-52, позволяет летать в сложных метеоусловиях. Помимо полного комплекта стандартных пилотажных приборов, на самолете имеются курсовая система, автоматический радиокомпас, ультракоротковолновая радиоустановка. Если предстоят полеты на выполнение фигур высшего пилотажа, лишнее пилотажно-навигационное оборудование демонтируется.
На Як-52 предусмотрена сигнализация приближения критических режимов полета. Например, за 10-15 км/ч перед достижением скорости сваливания, то есть такой минимальной скорости, при которой крыло уже не способно поддерживать самолет в воздухе, воздушный поток перебрасывает флажок-сигнализатор, расположенный на передней кромке крыла. При этом замыкается электрическая цепь, на приборной доске зажигается красная лампочка, а в наушниках звучит характерный сигнал. Так же летчик оповещается о достижении максимально допустимой для самолета перегрузки.
В оборудовании Як-52 есть и другие особенности. Так, с помощью специального устройства инструктор может имитировать отказ основных пилотажно-навигационных приборов на приборной доске ученика, чтобы проверить его реакцию на возникновение сложной ситуации.
Конструкторы не забыли, что самолет будет эксплуатироваться в зимних условиях. Кабина оборудована системой отопления и вентиляции, а нормальная работа агрегатов обеспечивается при температуре до минус 45 C.
Технические характеристики Як‑52
Длина самолета – 7,68 м
Высота самолета – 2,70 м
Площадь крыла – 15,0 кв м
Размах крыла – 9,30 м
Максимальная взлетная масса – 1315 кг
Масса пустого самолета – 1040 кг
Масса топлива – 100 кг
Длина пробега – 300 м
Длина разбега – 180 м
Мощность – 1 х 360 л.с.
Максимальная скорость у земли – 420 км/ч
Максимальная скорость на большой высоте – 300 км/ч
Крейсерская скорость – 230 км/ч
Практическая дальность полета с нагрузкой – 510 км
Практический потолок – 6000 м
Экипаж: 2 человека
Модификации
Як-52 – базовый. Выпускался в 1979-1995 гг.
Як-52Б (Як-54) – противопартизанский. Отличается усиленным крылом. Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 г.
Як-52М – модернизированный. Отличается двигателем М-14Х с трехлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарем, увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного покидания СКС‑84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ №308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полет 16 апреля 2004 г.
Як-52W – экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в 2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полетов, гидравлическими тормозами, багажным отсеком в фюзеляже.
Як-53 – одноместный пилотажный самолет. Разработан в 1981 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников