Основы религиозной культуры и светской этики преподаются четвероклассникам с апреля этого года в 19 регионах РФ. О промежуточных итогах эксперимента в интервью РИА Новости рассказывает доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) Андрей Иоффе.
- Андрей Наумович, перед началом эксперимента высказывалось немало сомнений в его успехе. Какие из них оправдались, какие - нет?
- Первое и, пожалуй, самое серьезное опасение заключалось в том, что экспериментальному курсу приписывали религиозное содержание. Первые два месяца эксперимента показали несостоятельность этого утверждения. Обучая учителей в АПКиППРО, мы подчеркивали, что это курс сугубо светский.
Второе опасение сводилось к тому, что вопросы религиозной культуры и вообще все вопросы, связанные с духовно-нравственным развитием, будут преподаваться в лекционной форме - ученики должны записывать и заучивать некие истины. Практика двух месяцев доказывает, что преподаватели нового курса эффективно используют активные и интерактивные методы. В одной из школ Новосибирска я присутствовал на уроке, посвященном праздникам. Учительница разделила детей на группы, раздала всем карточки с названием праздников и предложила определить, какие из них семейные, а какие государственные. Дети очень заинтересовались темой, живо ее обсуждали – урок превратился в увлекательную игру.
Третье опасение было связано с возможным ограничением выбора модулей из шести предложенных. Но и оно не оправдалось: родителям дали большую свободу выбора вплоть до того, что они могли перевести ребенка из одной группы в другую уже после начала обучения по данному курсу. Пока нет информации о недовольстве родителей самим курсом и его организацией, особенно в тех регионах, где было организовано взаимодействие школы, родителей и была создана атмосфера открытости. В новом курсе много внимания уделяется работе школы с родителями, их привлечению к учебно-воспитательному процессу, что в итоге может привести к укреплению семьи и росту ответственности родителей за образование своих детей.
Наконец, было опасение, что в некоторых регионах будет отдан приоритет изучению какой-то одной религиозной культуры. Но позиция региональных властей оказалась очень взвешенной. Так, преподаватель из Чеченской республики на семинаре в АПКиППРО рассказал, что в его регионе сравнительно хорошо сохранились религиозные традиции, семейные ценности, дети соблюдают ислам и, конечно, многие выбирают основы исламской культуры, при этом в республике считают, что детям необходимо познакомиться с традициями других религиозных культур и народов. Во всех регионах также есть возможность выбрать «универсальные» модули «Светская этика» или «Основы мировых религиозных культур».
- Были ли готовы учителя к преподаванию нового курса? Известно, что их обучали в рекордно короткие сроки.
- Любой новый курс для учителя, для школы – это, конечно, вызов, это определенные сложности. Как и в любой другой профессии, среди учителей есть люди, с опасением относящиеся ко всему новому. Однако, по нашим оценкам, большинство учителей восприняли этот курс как очень важный для детей, связанный с духовным развитием, формированием нравственности, пониманием культуры. Те учителя, которые учились в АПКиППРО, демонстрировали огромную заинтересованность: среди наших слушателей было немало тех, кому командировка оплачивалась не в рамках проекта, а за счет средств их учебных заведений.
- Как учителя оценивают учебники для нового курса? Перед началом эксперимента его организаторы говорили журналистам, что учебники, написанные представителями конфессий, пришлось редактировать…
- Авторам учебников оказалось непросто выдержать сугубо светский стиль, рассказывая о религиях. На мой взгляд, это получилось не везде одинаково успешно, но главное, что ученикам не предлагают заучивать наизусть молитву или сесть в позу лотоса. Что касается модуля «Светская этика», то это вообще первая попытка объяснить детям основные этические понятия. Но в любом случае учебник – это основа для работы учителя, главное – как он будет интерпретировать изложенный там материал.
- Некоторые регионы имеют опыт изучения предметов, связанных с религиозной культурой. Это помогает в нынешнем эксперименте?
- Да. Например, в Костромской, Вологодской и некоторых других областях преподавался православный курс «Истоки», и учителя знакомы с соответствующим содержанием. А в Красноярском крае, где успешно развивалось гражданское образование, курс основ религиозной культуры и светской этики воспринимается как его часть. Сделаны правильные акценты, связанные с ролью религиозной культуры в воспитании гражданина России.
Преподавая курс, важно делать упор на его воспитательную составляющую, учить детей находить общее в разнообразии культур, быть толерантным и признавать право каждого человека на собственный взгляд на мир.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости