ВЕНА, 9 июн - РИА Новости, Тарас Лариохин. Глава австрийского МИД Михаэль Шпинделеггер назвал решение Совета Безопасности ООН о новых санкциях в отношении Ирана, отказавшегося свернуть работы по обогащению урана, "сигналом для режима наконец-то предпринять требуемые изменения в отношении ядерной программы".
Совет Безопасности ООН в среду принял очередную, четвертую резолюцию, вводящую новые санкции в отношении Ирана. В поддержку документа высказались 12 членов Совбеза, в том числе Австрия, непостоянный член Совета в 2009-2010 годах. Турция и Бразилия проголосовали против, Ливан воздержался.
"Несмотря на годы дипломатических усилий и предложений о сотрудничестве, иранское руководство не согласилось всерьез на переговорное решение", - сказал руководитель австрийской дипломатии.
По его словам, продолжая обогащение урана и строительство нового ядерного объекта, Иран "скорее укрепил, а не развеял озабоченности мирового сообщества".
"Результатом политики продолжающегося неуважения международных обязательств и отказа от переговоров стали новые санкции", - сказал Шпинделеггер, добавив, что они концентрируются только на ядерной и ракетной программах Ирана.
"Мы с самого начала стремились к тому, чтобы санкции были направлены против режима, а не против населения", - объяснил он.
Санкционная резолюция была разработана на основе предложенного США проекта, но затем скорректирована с учетом мнений стран "шестерки" посредников по урегулированию проблемы иранского атома (РФ, США, КНР, Франция, Великобритания и Германия) и непостоянных членов Совбеза.
США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
Возможностью выхода из кризиса, вызванного деятельностью Ирана в атомной сфере, стало достигнутое в мае Ираном, Турцией и Бразилией трехстороннее соглашение об обмене иранского урана на турецкой территории. Согласно документу, Тегеран должен отправить в Турцию 1,2 тонны своего низкообогащенного (3,5%) урана и в течение года получить взамен 120 килограммов обогащенного до 20% ядерного топлива.
Ранее "Венская группа" (Россия, Франция, США и МАГАТЭ) предлагала Ирану проводить дообогащение урана в России, однако тот, сославшись на ненадежность западных партнеров, потребовал, чтобы обмен проводился синхронно и на территории страны. Запад, в свою очередь, обвинил Иран в недостаточной гибкости и нежелании решить ядерный вопрос, что побудило США стать инициатором ужесточения санкций в отношении Исламской Республики.
Накануне принятия резолюции президент Ирана заявил, что его страна не будет продолжать переговоры по урегулированию ситуации вокруг своей атомной программы в случае новых санкций. Он также назвал трехстороннюю договоренность с Турцией и Бразилией "последним шансом" для Запада урегулировать иранский ядерный вопрос.
В свою очередь, Россия, США и Франция передали в среду в МАГАТЭ официальное послание, в котором выразили озабоченность трехсторонним соглашением по обмену иранского низкообогащенного урана.