Интервью РИА Новости с Федором Лукьяновым, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике», членом президиума Совета по внешней и оборонной политике в преддверии заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Форум состоится 10-11 июня в Ташкенте.
- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в последние годы находится в стадии серьезной трансформации, и на предстоящем саммите планируется подписание положения о порядке приема членов в организацию. Кто из претендующих стран (Иран, Пакистан, Индия и Монголия), на Ваш взгляд наиболее скоро вступит в ШОС и почему?
- Из перечисленных претендентов, наиболее безболезненная это Монголия. На мой взгляд, никто не будет возражать, нет страны-члена, которая бы испытывала какую-то неприязнь к Улан-Батору.
Что касается прочих, то здесь вопрос сложнее. Индия, Пакистан могут быть приняты только вместе. Потому, что прием одной из стран – либо Индии, либо Пакистана – означает довольно серьезный демарш, оскорбление в сторону другой. И я думаю, что этого никто не хочет. Ведь Россия, скажем, является более близким союзником Индии, а Китай – Пакистана, так что обижать никого не захотят. А принимать обе страны сразу – это довольно серьезное изменение вообще всего формата организации. Это превращение ШОС во многом в Южно-Азиатскую организацию. И это очень серьезное изменение, которое вряд ли может быть сделано быстро.
Что касается Ирана, то здесь все очевидно, поскольку ни Россия, ни, в особенности, Китай, не хотят делать ШОС откровенно противопоставленной организацией. Прием Ирана, чем бы он ни был мотивирован, будет воспринят как некий демарш в адрес Соединенных Штатов. Поэтому, те заявления, которые делались накануне саммита о том, что страна, являющаяся объектом международных санкций не может стать членом организации, безусловно, были направлены в адрес Ирана. И, я думаю, что здесь, учитывая особенно заметно ухудшившиеся ныне отношения России и Ирана, шансов на быстрое вступление Ирана в ШОС у Тегерана нет.
- Еще одной важной темой для обсуждения на саммите станет проблема Афганистана. В совместном заявлении Совета министров иностранных дел ШОС было отмечено, что ситуация в Афганистане продолжает оставаться главной угрозой безопасности в регионе. Какие меры для решения этой задачи могут быть предприняты в рамках ШОС?
- Перед ШОС стоит очень серьезный вопрос – может ли данная организация взять на себя серьезную ответственность за будущее развитие событий вокруг Афганистана. Поскольку понятно, что американские силы и НАТО в обозримом будущем будут уходить из Афганистана, не добившись того, что они хотели, то встает вопрос о региональной стабильности и безопасности. Тогда, по логике, единственная организация, которая сможет после этого играть в Афганистане ключевую роль – это ШОС.
В ШОС входят две региональные сверхдержавы – Россия и Китай – и входят страны, которых непосредственно геополитического аспекта беспокоит ситуация в Афганистане. Именно поэтому, в данном случае, как говорится «карты в руки».
Но при этом, если Россия склоняется к тому, что нужно участвовать в этом процессе и брать на себя больше ответственности, в том числе и военно-политической, то Китай явно хотел бы избежать излишнего вовлечения и расширения зоны своей ответственности, именно в военно-политической сфере. Китай все-таки предпочитает, чтобы ШОС была организацией в большей мере экономической.
Здесь возникает достаточно большое поле для дискуссий. Встают вопросы о том, какова роль ШОС в перспективе и в частности по отношению ШОС к американскому военному присутствию в регионе после Афганистана. Ведь 5 лет назад ШОС попросил американцев определить сроки, когда они уйдут из Центральной Азии, и тогда имелось в виду, что после ухода из Афганистана США в регионе делать нечего.
Но это было пять лет назад, с тех пор ситуация менялась и является ли тогдашняя позиция по-прежнему действующей или она каким-то образом будет трансформироваться – это то, что нужно обсудить на этом саммите, и я думаю, что и после его окончания.
- Обобщая разговор, не могли бы Вы в целом дать оценку перспективам развития ШОС на среднесрочную перспективу?
- ШОС – это самая влиятельная, крупная и в перспективе важная организация в регионе. Она также является одной из самых важных региональных организаций мира, поскольку это единственная региональная структура, которая включает в себя Россию и Китай вместе. И учитывая современный повышенный интерес и внимание всего мира к Китаю, и повышение роли России, эта организация обречена на то, чтобы быть очень значимой.
Вопрос заключается в том, найдут ли Россия и Китай баланс интересов внутри ШОС. Потому что, чем более весомой становится организация, тем важнее, чтобы повестки дня Россия и Китай внутри организации не противоречили друг другу, а друг друга дополняли.
Я думаю, что предстоит довольно сложный процесс тонкой настройки интересов в экономике, стратегической и политической сферах. Это будет очень нелегким процессом, потому что амбиции и у Китая, и у России достаточно серьезные.