Президент Российской Академии художеств Зураб Церетели отправился в США – открывать персональную выставку в залах Национального общества искусств США и получать из рук мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга Золотую медаль почета за выдающийся вклад в искусство. Эту важную награду прежде получали Сальвадор Дали, Джефф Кунс, Роберт Раушенберг и Рой Лихтенштейн, а теперь вот ее вручат Церетели – за вклад в культурное сближение между Россией и США. Из Америки скульптор отправится в Париж – сближать Россию с Францией. Накануне награждения скульптор поговорил с корреспондентом РИА Новости об истории, воспитании, гонорарах и Андрее Вознесенском. Беседовала Анна Шелепова.
- Есть ли у вас ностальгия по СССР?
- Мне как художнику работать было хорошо во все времена. Судьба сводила с хорошими людьми и в советский период, и сейчас. Никогда я не получал награды за портреты вождей, и даже в советский период Ленинскую премию мне дали за оформление бассейна. Когда мы расстались с СССР, исчезло понятие госзаказа. Но я как художник ориентируюсь, прежде всего, на себя. Никогда не работаю на клиента. Надо понимать разницу – на клиента работает ремесленник. Художник всю жизнь работает ради искусства.
- Сейчас бывшие советские республики то сближаются, то расходятся с Россией. Как вы к этому относитесь? Отражается ли это в работе вашей московской галереи?
– Интеграция должна быть не только политической или экономической. Можно и нужно находить пути средствами искусства. Искусство всегда объединяло и объединяет нации. Его пластический язык понятен всем народам, он объективен и не требует переводчика. Самые лучшие выставки в бывшем СССР были те, на которые приезжали художники со всех концов страны – от Дальнего Востока и до балтийских республик. Поэтому любое объединение и любая интеграция на постсоветском пространстве мною только приветствуется. Но при этом искусство должно быть ради искусства.
- Что за выставка будет у Академии художеств в Париже?
– В рамках Года России во Франции мы открыли выставочный проект «Россия – Франция: три века культурных связей в зеркале истории Российской Академии художеств», который призван показать историю и основные этапы развития Академии художеств в России. В нескольких точках Парижа одновременно можно будет увидеть и графику, и бронзовые изваяния, и эмаль – работы российских художников. Шедевры из научно-исследовательского музея Академии уже находятся в Лувре, на большой Всероссийской художественной выставке.
11 июня в залах Оранжереи Сената Французской Республики открывается выставка «Российская Академия художеств: пространство академической школы». Я представлю в этот же день скульптурные композиции «Мушкетеры», «Великие мастера» (Пикассо, Модильяни, Шагал, Матисс, Ван Гог), «Руссо и Пиросмани» в экспозиции Национальной выставки России в Гран-Пале. 14 июня в Академии изящных искусств Франции пройдет вернисаж выставки «Российская Академия художеств: история и современность», а 21 июня в залах штаб-квартиры ЮНЕСКО откроется экспозиция «Диалог культур в пространстве академической школы».
- Как бы вы сформулировали свою миссию на посту президента Академии?
– Мне бы хотелось сохранить классическую художественную систему образования в России, воспитать новое поколение художников – творцов, богатых духом. Без памяти нет традиции, без уважения к прошлому невозможно оценить достижения настоящего.
На здании Академии в Санкт-Петербурге по велению императрицы Екатерины Великой были начертаны слова: «Архитектура», «Скульптура», «Живопись», «Воспитание». Без воспитания уникальная система российской художественной школы потеряет смысл и будет обречена на исчезновение. Художественная школа вбирает в себя не только комплекс профессионально-технических навыков, но и такой важнейший аспект, как развитие личности. Неслучайно на ранних этапах существования российской художественной школы ученики именовались «воспитанниками». Так было и в Петербургской академии художеств, и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. О воспитании художника, формировании его личности говорили и старейшие мастера-педагоги, стоявшие у истоков возрождения художественного образования в первой половине ХХ века. Цель моей работы с детьми, прежде всего - направить их мышление в правильное русло. Потом они могут стать экономистами, рабочим, учеными, но должны мыслить через искусство.
- В День защиты детей вы вместе с московским правительством окрыли в Москве памятник, посвященный детям Беслана. Что это значит лично для вас?
- Зачем жить, если нет детей? Зачем жить, если мы не можем защитить наших детей? Дети – самое дорогое, что у нас есть, это сама жизнь! Проходит время, но наша память продолжает хранить страшные события террористического акта в Северной Осетии. Трагедия в Беслане всколыхнула не только Россию, но и весь мир, никто не остался равнодушным. Свою боль, переживания и сочувствие я попытался выразить в скульптурной композиции, которая является посвящением не только погибшим детям и их родителям, но и воинам, которые погибли под пулями, закрыв собой детей. Расположение игрушек на памятнике должно вызвать такое ощущение, будто дети ушли на время и скоро вернутся. Памятник символизирует любовь самых близких – мам и пап, бабушек и дедушек. Из основания вверх устремляются бронзовые плиты, которые придают композиции мемориальный характер. Бронзовые плиты образуют очертания человеческих фигур, которые по мере возвышения превращаются в вихревой поток, увенчанный птицами.
- Вы отказались от вознаграждения – но ведь можно было передать деньги в какой-нибудь детский фонд?
– Здесь вопрос для меня принципиальный. Я изначально создавал этот памятник безвозмездно и не могу взять деньги за эту работу. В Беслане произошла трагедия, которая никого не оставила равнодушным, а я возьму за это гонорар? Вы видели – на открытии памятника плакали женщины? И я сам плакал… Добавилось еще и то, что мой близкий друг Андрей Вознесенский в этот день ушел от нас.
- Каким в ваших воспоминаниях останется поэт?
– Я очень сильно переживаю. Умер мой друг, с которым мы шли по жизни вместе. Он был не просто великий поэт, а святой, кристально чистый человек, и в моей памяти останется именно таким. Для меня он классик и в литературе, и в мышлении, и в отношениях с людьми.