МОСКВА, 8 июн - РИА Новости, Елена Гуткина. Воинственный подход к искусству способен дискредитировать Русскую православную церковь в глазах общественности и может перечеркнуть ее взвешенную политику в сфере культуры, заявил в открытом письме патриарху известный искусствовед Андрей Ерофеев, куратор нашумевшей выставки "Запретное искусство-2006", судебный процесс по которой близится к завершению.
С 7 по 31 марта 2007 года в Московском музее и общественном центре имени Сахарова на Земляном валу в Москве проходила выставка "Запретное искусство-2006", которая вызвала значительный общественный резонанс. В итоге общественная организация "Народный собор" подала на организаторов выставки - бывшего директора Музея имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и бывшего завотдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева - в суд. Они обвиняются в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения (пункт "б" части 2 статьи 282 УК РФ). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Процесс продолжается до сих пор.
"На очередном заседании судебного процесса 2 июня выступил сотрудник Патриаршего совета по культуре иеромонах Сретенского монастыря Никодим (Н.Г.Бекенев). Его высказывание слово в слово повторило заявления ультраправых реакционеров из "Народного собора", по просьбе которых он и явился в суд. От имени всей Церкви отец Никодим решительно заклеймил экспонаты выставки как "богохульные и кощунственные", а также объявил меня, опередив приговор судьи, виновным в сознательном оскорблении православных верующих. Полномочия говорить от лица Церкви он объяснил полученным в Московской патриархии благословением", - говорится в открытом письме Ерофеева патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Обращение к первосвятителю опубликовано на сайте искусствоведа во вторник.
Ерофеев пишет, что, "поспешность, приблизительность и категоричность" слов представителя Церкви вызывают у него "тем большую досаду и тревогу", если это соответствует действительности.
"Уверен, что подобный примитивный и воинственный подход к искусству способен лишь дискредитировать Русскую православную церковь в глазах российской и международной общественности. Этот подход, если он возобладает в кругах православного духовенства, деформирует, а затем и вовсе перечеркнет Вашу осмысленную и взвешенную политику в сфере культуры", - убежден он.
Искусствовед обращается к патриарху с просьбой "развеять эти опасения".
Ерофеев сообщает о понимании того, что верующим не нравится использование религиозных образов "не по прямому назначению, а в качестве элементов светского языка для высказывания критики в адрес советской идеологии обожествления вождей или в адрес потребительских культов нынешнего общества".
"Однако, запретить культуре многовековую практику подобных цитат верующие не в силах. При этом заимствования совсем не обязательно порождают богохульные произведения. Конечно, вряд ли стоит оправдывать умышленное издевательство над верой в заказных антирелигиозных советских агитках. Но работы ведущих российских художников нон-конформистов 1970-х годов - Ильи Кабакова, Александра Косолапова, Леонида Сокова, Вагрича Бахчаняна, Вячеслава Сысоева, Михаила Рогинского - которые я выставил на выставке, к этой категории никак не отнести", - заявляет Ерофеев.
Он добавляет, что художники всегда отстаивали христианские ценности, хотя и в рамках малопонятной широкому зрителю эстетики новейшего искусства.
По его мнению, из-за того, что российский зритель зачастую еще не умеет грамотно прочитать послание художника, нарастает кампания клеветы и оговора российского мира искусства, художников, арт-критиков, кураторов. В проведении такой кампании Ерофеев обвиняет движение "Народный Собор", организации "Народная Защита", "Союз православной молодежи", "Союз хоругвеносцев".
По его мнению, эти объединения разжигают конфликт с помощью обмана, "заведомо недобросовестной интерпретации "текстов" искусства". При этом Ерофеев добавил, что позиция РПЦ оставалась все время "вне схватки" ультра-консерваторов с художниками.
Ерофеев отмечает, что обвинения его оппонентов в том, что экспозицией он "умышленно стремился унизить верующих христиан и оскорбить их религиозные чувства", являются ложными.
"Моя совесть чиста, и если я своей выставкой вдруг невольно кого-то возмутил и задел из состава Русской Православной церкви, то прошу у них прощения", - пишет бывший завотдела новейших течений Третьяковской галереи.
Следующее судебное заседание по делу о "Запретном искусстве-2006" в Таганском суде Москвы состоится 21 июня.