В эксперименте по прикладному бакалавриату, который стартует в сентябре 2010 года в семи вузах и 23 ссузах страны, представлены преимущественно технические специальности. Одно из исключений - педагогика начальной школы. Об особенностях такой подготовки в интервью РИА Новости рассказывает директор института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ) Ольга Смолянинова.
- Ольга Георгиевна, вузы и раньше, и сейчас в рамках обычного бакалавриата и специалитета готовили кадры для начальной школы. Чем ваша программа прикладного бакалавриата отличается от тех, что уже «в действии»?
- Прежде всего, содержанием обучения. Оно ориентировано на практику, инновационное и направлено на реализацию федеральных образовательных стандартов третьего поколения. У ребят будет гораздо больше возможностей для накопления профессионального опыта во время учебы. Они, по сути, будут совмещать учебу и работу.
Программа осуществляется совместно с Красноярским педагогическим колледжем № 1. Надеемся, университет и колледж будут.
Дело в том, что педколледжи хороши именно своей практической составляющей: у них богатые возможности для практики, колледжи давно и плотно сотрудничают со школами, их выпускники целенаправленно и планомерно идут работать по специальности – в детсады, начальные школы.
Правда, уровень подготовки специалистов в системе среднего специального образования не всегда устраивает работодателя. Да и статус таких специалистов в обществе не высок. Благодаря тому, что программа будет совместной, мы сможем обеспечить как университетскую академичность обучения, глубину, так и учесть интересы работодателя: выпускникам должны быть знакомы реалии работы.
По окончании обучения выпускники получат диплом бакалавра СФУ.
- Есть ли гарантия, что будет спрос на специалистов?
- Конечно, мы его прогнозируем. На сегодняшний день имеется заявка от Минобрнауки Красноярского края на выпускников прикладного бакалавриата. Мы будем готовить педагогов для начальной школы по системе развивающего обучения.
Родители сегодня тщательно обдумывают и выбирают, в какую школу отдать ребенка. Программы развивающего обучения очень востребованы. Это подтверждает конкурс в работающие по таким программам школы и гимназии.
- Как будет организовано обучение?
- Программа обучения - гибкая, модульная, с большим количеством занятий на школьных площадках. Уже с 1 курса у студентов будет возможность поработать в мастерских и тренинговых классах педагогического колледжа, лабораториях института и в школах - с педагогами-тьюторами.
- Будут ли работодатели – школы, органы управления образованием – участвовать в отборе студентов? И сколько их предполагается принять для обучения?
- По условиям заявки предусмотрено 25 мест целевого набора. Школы, городские и районные управления образованием будут представлять рекомендации абитуриентам, чтобы мы вели подготовку для конкретных школ и муниципальных образований, а наши выпускники в дальнейшем работали именно в этих школах.
Надеемся, что благодаря преимуществам программы к нам придут сильные, заинтересованные ребята, кому нравится педагогическая профессия и кто видят в ней возможности для развития - чтобы государство не зря тратило деньги на их обучение.
- Получив диплом бакалавра, молодые люди смогут продолжить обучение – поступить в магистратуру. Насколько такой путь реален для выпускников прикладного бакалавриата?
- Лучшие из них смогут поступить в магистратуру, заниматься научными исследованиями, методическими экспериментами, претендовать в дальнейшем на поступление в аспирантуру, на участие в конкурсах, грантах, проектах. Прикладной бакалавриат в этом смысле не отличается от обычного.
Но, на мой взгляд, в педагогическую магистратуру стоит принимать тех, кто успел поработать (хотя бы 1-2 года) после окончания вуза, кто прочувствовал педагогический труд, понял его специфику, у кого появились вопросы, реальные кейсы из собственной практики.
- Многие только-только стали привыкать к понятиям бакалавриат и магистратура, и снова новое определение - прикладной. Как полагаете, не будет путаницы?
- Прикладной значит практический, более обращенный к реальности, связанный с ней, и, я думаю, это определение лишь привлечет внимание к программам.
Что касается бакалавриата и магистратуры, работодатели воспринимают эти понятия уже вполне спокойно, привыкли к ним. Хотя было бы гораздо проще, если бы, к примеру, была разработана нормативно-правовая база и четкая градация относительного того, на какие позиции и должности после окончания вуза могут претендовать выпускники бакалавриата, в том числе и прикладного, и магистратуры. Так практикуется на Западе: выпускники заранее знают, на какую зарплату и с каким дипломом они могут рассчитывать, и это снимает многие вопросы.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости