Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
То мероприятие, на которое российский премьер Владимир Путин прилетел в Стамбул, называется сложно: третий саммит Совещания по
взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Отсутствие нормального, запоминающегося названия – одна из проблем этого форума. Но в целом он – часть сюжета международной политики, сюжета более захватывающего, чем шпионские романы Роберта Ладлэма. А сегодня, когда на форуме в Стамбуле председательство в СВМДА переходит к Турции, а Турция оказалась в центре грандиозного скандала с прорывом израильской блокады Газы – сегодня это даже лучше, чем Ладлэм.
Председательство Турция берет из рук создателя СВМДА – президента Казахстана Нурсултана
Назарбаева. Его идея была очевидной: есть ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), куда входят также неевропейские, но важные для тех самых безопасности и сотрудничества страны. Такая организация, заявлял Казахстан, нужна и для Азии, для начала нужен форум, то есть место, куда время от времени приезжают и обмениваются мнениями.
Другое дело, что Азия – вообще-то понятие, рожденное в умах европейцев ушедших веков, не имевших представления о том, как велик мир. Азий много, разных и иногда находящихся между собой в сложных отношениях. Индия со своим шлейфом государств одой культуры и Китай с таким же окружением – это очень разные миры, а Юго-Восточная Азия – это и вовсе нечто третье.
Назарбаев же имел в виду вполне конкретную группу стран, помещающихся между НАТО на Западе и ШОС на востоке. В назарбаевской СВМДА, впрочем, участвовали и член НАТО Турция, и члены ШОС – сам Казахстан, Россия и другие. Поскольку они все имеют отношение к определенному региону, который при Джордже Буше называли «расширенным Ближним Востоком».
Кстати, на стамбульском форуме в СВМДА решено было принять Ирак, что предельно логично. Но и далекий Вьетнам тоже примут. В результате возникает довольно сложная картина. Члены СВМДА: Афганистан, Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран (теперь и Ирак, и не забудем Вьетнам), Израиль, Казахстан, Киргизия, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и Иордания. Наблюдатели: Индонезия, Малайзия, США, Катар, Украина и Япония; ООН, ОБСЕ и Лига арабских государств.
Понятно, что разбираться в этом хозяйстве и систематизировать его Турции придется долго. Конечно, есть такие форумы, куда главы государств и правительств приезжают для того, чтобы все повстречались со всеми и обсудили какие-то дела, к тематике форума не относящиеся. Вот и сейчас Владимир Путин встретился или встретится в Стамбуле с лидерами Азербайджана, Казахстана и Украины, и, само собой, с премьер-министром и президентом Турции.
Но сама тематика форума – меры доверия в указанной, западной части Азии – очень важна. Более того, из одних хороших рук она перешла в не менее хорошие руки. Активная дипломатия сделала Казахстан еще в конце 90-х важной международной державой, так же, как почти в те же годы то же произошло с Малайзией совсем в другом регионе. Теперь их опыт повторяет Турция: не отказываясь от принадлежности к НАТО и надежд вступить в ЕС, Турция развила бурную активность. На Кавказе, на Балканах, в Афганистане и Ираке, но еще и в Африке – Турция аккуратно выстраивает дипломатию, делающую ее нужной и важной всем. Всех мирит, всех сближает. «Иметь» еще и председательство в СВМДА – это очень кстати, поскольку члены форума в целом вписываются в ту зону, где Турция активна (нехватает только трех закавказцев).
Турки часто терпят поражения, многие их инициативы проваливаются, а попытки стать лидерами Центральной Азии в 90-е годы попросту не удались. Зато эта активность приносит деньги: товарооборот Турции со странами-соседями начиная с 1991 года вырос в двадцать раз!
И все было бы хорошо, если бы не скандал, который случился накануне стамбульского форума. «Флотилия мира», пытавшаяся прорваться в Газу (то есть сломать границу Израиля) – это во многом была турецкая идея. Погибли, при израильском штурме, граждане Турции. Страны – на грани полного разрыва отношений. И это совсем не двусторонняя история. Она больше и хуже.
Нет спора, Израиль в последнее время оказывается неправ даже тогда, когда он прав. Израильское общество довело себя до крайней стадии непримиримости к палестинцам и прочим соседям, и в итоге нескольких лет ошибочной политики понесло сейчас немалые моральные потери от истории с Газой. Но дальше-то ситуация становится просто опасной. Скоро прорывать блокаду будут ходить как на сафари, о намерении позабавиться объявили и ливанская «Хезболлах», и иранский Корпус стражей исламской революции. Дело попросту пахнет войной, а Турция лишила себя маневра, который у нее был при прежних, близких отношениях с Израилем.
Опаснее всего – разношерстная команда идеалистов и провокаторов, собирающаяся в таких случаях на очередное благородное дело. Которое постоянно кончается смертями посторонних. Давненько не было «цветных революций» — а вот они, все их технологии, в неожиданном месте. И как бы ни было твердокаменно и невменяемо правительство Израиля, это все же правительство, то есть что-то ясное и ответственное. А как говорить с этой интернациональной командой любителей адреналина? Как выражался в похожих случаях сэр Уинстон Черчилль, «это все равно что бичевать медузу» в воде.
На форуме в Стамбуле, конечно, многие его участники смогут поговорить с президентом Ирана, чтобы не обострял обстановку. И еще немало можно сделать. Так или иначе, не было еще такого форума СВМДА, на котором было бы так ясно, что меры доверия в этом регионе очень нужны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции