Алексей Пилько, кандидат исторических наук, для РИА Новости.
Современное состояние дел на мировой арене характеризуется серьезным изменением структуры международных отношений. В последнее время в значительной степени усилилось влияние так называемых внесистемных негосударственных акторов, оказывающих деструктивное воздействие на ситуацию в мире. Речь идет о субъектах мировой политики, которые действуют вне международного правового поля. К ним, в частности, относятся экстремистские, радикальные и террористические организации, фундаменталистские течения, преступные синдикаты, преследующие противозаконные цели коммерческие организации. Одной из наиболее влиятельных сил такого плана является, несомненно, международная наркомафия.
Наркомафия как международный актор
Особенность наркомафии как внесистемного актора мировой политики заключается в том, что она имеет децентрализованную сетевую структуру, то есть является Лернейской гидрой, уничтожить которую практически невозможно. Если проанализировать характер ее деятельности, то можно прийти к очевидному выводу - все действия этого актора строго подчинены коммерческой логике. Основная его задача - извлечение максимальной прибыли от продажи наркотиков. При этом наркомафия сумела набросить на весь мир свою сетку географических координат. Так, существуют регионы, специализирующиеся на производстве сырья - Афганистан (мак) и Колумбия (куст коки). Есть страны-транзитеры, через территорию которых товар доставляется от производителя к потребителю - Центральная Азия, Центральная Америка, Ближний Восток. Наконец, функционируют и прибыльные рынки сбыта - Россия, государства ЕС, США.
Наркомафия как международный игрок, в силу прибыльности осуществляемого им нелегального бизнеса, имеет доступ к колоссальными финансовыми ресурсами, которые активно использует для приобретения влияния (в том числе и политического) в ключевых с точки зрения ее деятельности регионах. Она тесно связана с криминальными структурами, коррумпированной частью политических элит различных стран, мировой финансовой системой (либерализация которой играет ей на руку, ведь современная глобальная экономика предоставляет массу возможностей для «отмывания» полученных от продажи наркотиков денег). В ряде случаев наркомафия даже обладает значительной социальной поддержкой и борьба с ней может обернуться настоящей вспышкой народного гнева. Именно по этой причине мощная группировка коалиционных сил под эгидой НАТО, занимающаяся борьбой с терроризмом в Афганистане, не стремится к решительной борьбе с производителями наркотиков в этой стране. О том, что может произойти в этом случае, показывает недавний пример, когда власти Ямайки попытались арестовать наркобарона Кристофера Коука. Противостояние между его сторонниками и органами правопорядка привело к тяжелым уличным боям в Кингстоне.
Пример Афганистана
Однако было бы неправильно проводить параллели между Ямайкой и Афганистаном. Последний представляет собой уникальное явление в современной мировой политике, являясь фактически единственным на планете наркогосударством. Именно поэтому хочется подробно остановиться на этом примере. Структура экономики современной Исламской Республики Афганистан такова, что львиную долю доходов ее население получает именно от производства самого опасного в мире наркотика - героина. На территории этой страны эффективно функционирует теневая экономика, в разы превосходящая официальную. В наиболее подходящих с точки зрения климата районах выращиваются урожаи мака, в в тщательно охраняемых местах работают лаборатории по переработке опия-сырца в чистейший героин.
Налажены и экспортно-импортные операции, проводящиеся с завидным размахом. В Афганистан завозятся большие объемы так называемых веществ-прекурсоров (ангидрид уксусной кислоты, соляная кислота, ацетон и др.), необходимых для того, чтобы производить героин. В обратном направлении поставляется готовый товар.
В Афганистане наркомафия играет особую роль. Фактически в ее интересах действуют и экстремистское движение «Талибан» (дестабилизирует обстановку и ослабляет центральную власть), и представители официальных властей (имеющие совместные коммерческие интересы с наркобаронами), и антитеррористическая коалиция (предпочитающая не замечать проблемы). В результате политический строй, который сложился в современном афганском государстве, следует характеризовать как военный феодализм с наркотическим уклоном, когда реальным влиянием пользуются только полевые командиры на местах, тесно вовлеченные в торговлю героином.
Для наркомафии такое положение дел - прекрасная питательная среда. В экономическом плане ей выгоден нынешний дестабилизированный Афганистан. Но этого наркобаронам уже мало, ведь, как известно, бизнесу свойственна экспансия. Поэтому сегодня вызывает обоснованные опасения ситуация в странах Центральной Азии, через которые идет значительная доля афганского наркотранзита. Коррумпируя местные власти, закрепляясь в местных сообществах и налаживая отношения с местным бизнесом, наркомафия серьезно укрепляет свои позиции в регионе, стратегически важном для осуществления ее преступной деятельности. Идеальный сценарий, к реализации которого стремится этот внесистемный актор - сохранение сложившегося в Афганистане положения и дальнейшее разложение центрально-азиатских политических режимов.
Терроризм - не причина, а следствие
В таких условиях борьба с терроризмом в Афганистане, начавшаяся после терактов 11 сентября 2001 года, полностью теряет смысл. Для сохранения своего положения в стране наркомафия будет предоставлять в распоряжение «Талибана» и «Аль-Каиды» неисчерпаемые финансовые ресурсы и сражение с ними превратится в борьбу с ветряными мельницами. Для победы в войне с терроризмом необходимо сначала нанести удар по глубоко укоренившейся в этой стране наркомафии. И здесь необходимо эффективное сочетание силовых и социально-экономических методов. Причем в части собственно военной стратегии тактика должна быть гораздо тоньше, чем применяемые сейчас методы. Упор должен быть сделан на сбор и анализ информации о производстве и экспорте наркотиков, уничтожении посевов опийного мака и лабораторий по производству героина, перехвату караванов с готовым товаром и прекурсорами, нейтрализацию и ликвидацию настоящих владельцев наркоплантаций, которые, по большей части, находятся далеко за пределами Афганистана.
Отдельным направлением работы должно стать экономическое восстановление афганского государства, создание в этой стране нормальной, а не феодально-криминальной экономики. При этом необходимо учитывать незаслуженно забытый опыт социально-экономической модернизации Афганистана, проводимой в 80-е годы XX века Советским Союзом (конечно, не повторяя при этом допущенные советскими специалистами ошибки, связанные в основном с неправильной оценкой афганского менталитета). К сожалению, антитеррористическая коалиция проводит на афганской территории в основном разрушительную работу, не задумываясь о том, что это только усугубляет и без того тяжелое положение в стране, множит ряды сторонников террористов и пополняет число вовлеченных в наркобизнес (который стал почти единственным источником дохода для рядовых афганцев).
Диалог - первый шаг на пути решения проблемы
Впрочем, есть и более простой путь - занять лицемерную позицию и не заметить проблемы. До определенного момента такая тактика будет срабатывать, однако когда нарыв прорвет, на ликвидацию последствий потребуется куда больше усилий (если только эта задача вообще будет выполнима). Поэтому замалчивание реального характера проблем, от которых страдает Афганистан, ни к чему хорошему не приведет.
Международному сообществу необходимо начать открытый диалог об урегулировании афганского кризиса, который должен начинаться с признания очевидного факта - угроза терроризма на сегодняшний день вторична в этой стране по сравнению с наркотическом вызовом.
Поэтому следует всерьез начать кампанию против афганского героина, направленную как на физическое уничтожение этого нелегального бизнеса, так и на выработку международного плана развития и экономического подъема Афганистана. Всякое другое решение может привести в этой точке земного шара к катастрофе континентального масштаба.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции