МОСКВА, 8 июн - РИА Новости. Большую часть своей жизни социальный работник посвящает одиноким старикам. Пожилым людям недостаточно доставки продуктов и лекарств на дом, важно дарить им душевное тепло и искреннее общение, считает социальный работник комплексного центра социального обслуживания Жуковского района Брянской области Валентина Кодина. О трудовых буднях социального работника Кодина рассказала РИА Новости накануне Дня социального работника, который отмечается в России 8 июня.
Россияне начали отмечать профессиональный праздник социального работника в 2001 году. В этот день в 1700 году Петр I подписал указ о создании первой государственной богадельни в Гатчине под Санкт-Петербургом. С тех пор в России одиноких стариков меньше не стало, но появились люди, работа которых заключается в том, чтобы заботиться о них и понимать.
Как родная дочка
Соцработник с 20-летним стажем Кодина считает свою работу "нелегким трудом". "Для ухода за престарелыми и одинокими нужно иметь и здоровье, и физическую силу, но, в первую очередь, нужно иметь доброе сердце и желание помочь. Работа социального работника состоит не только в том, чтобы принести продукты питания, лекарства, убрать помещение, но и в душевной теплоте, которую мы постоянно отдаем своим подопечным", - сказала Кодина.
На попечении у Кодиной - семь стариков и старушек, одиноких, больных, но жизнерадостных и любопытных. Восьмидесятипятилетние бабушки и дедушки настолько привыкли к своему соцработнику, что отказываются называть Кодину не иначе как своей дочкой.
Утро начинается со звонка на мобильный телефон. Кодина научила своих подопечных пользоваться этим современным средством связи, чтобы сделать каждый свой визит максимально полезным. "Мы ведем тетрадь, в которую записываем то, что нужно принести в следующий раз. На следующий день перед визитом созваниваемся по мобильному телефону, я узнаю, возможно, возникли какие-то вопросы, может быть еще что-то нужно докупить", - рассказала она.
Каждого дедушку и каждую бабушку Кодина навещает как минимум два раза в неделю - это обязательная программа. "А так, мы посещаем и четыре раза, другой раз, и ежедневно ходим, смотря, в каком состоянии здоровья находится подопечный", - отметила соцработник.
Таблетку в рот - и в огород
По расписанию каждый визит социального работника длится не менее четырех часов, но на деле дома у одного старика Кодина проводит четверть суток.
"Очень важную роль играет общение с этими людьми. Приходишь на обслуживание, старый человек не желает тебя отпустить, у него много вопросов, ему хочется поговорить, все выяснить, просто пообщаться", - говорит Кодина. По ее словам, одиноким престарелым гражданам России интересно поговорить на любые темы, но в основном людей волнуют цены на продукты питания.
"Цены возросли намного, но на пенсию мои подопечные не очень жалуются, потому что престарелые люди более экономны, считают каждую копеечку. Конечно, роскоши и деликатесов они себе позволить не могут. Хлеб, молоко, где-то колбаски, иногда крошечка мяса, да и то это очень редко бывает, потому что очень дорого", - говорит соцработник, вспоминая о продуктах, которые ей чаще всего приходится самой покупать в магазине для своих семи стариков.
Кроме того, из своей пенсии некоторые пожилые люди, находящиеся на соцобслуживании, по желанию часть средств отдают на "дополнительные услуги по прейскуранту", в которые входят и мытье полов по 17 рублей за квадратный метр, и стирка белья - по 34 рубля за килограмм. А вот прополку огорода пожилые россияне не заказывают у соцработника никогда.
"У них в огороде травинки нет! Прихожу к женщине, она лежит больная. Что вы делали? Я ходила на огород. Зачем вы ходили? Вам нельзя, тем более жара, тем более нагнувшись. У вас же парализация может быть, давление под двести. Она говорит: "А я таблетку в рот - и в огород". Это труженики, которые лежат только в том случае, когда уже не могут ничего делать", - заметила Кодина.
За забору - по МРОТу
Когда разговор зашел о зарплате социального работника, Кодина сначала лишь отмахнулась, но потом заметила, что скрывать ей нечего. "Зарплата у нас очень маленькая, не то, что маленькая, а мизерная. Нам доплачивают до 4,3 тысячи рублей, то есть до МРОТ. Плюс за стаж работы 30% доплачивают. И когда мы платим 2 тысячи рублей за квартиру, конечно, жить на эти деньги было бы сложно, если бы муж не работал", - сказала Кодина.
- Хотелось бы зарплату тысяч 15?
- Господи! Ну, хотя бы тысяч 8, это самое большое. Мы даже на такое не заглядываем, - вздохнула она.
В молодости Кодина получила бухгалтерское образование и проработала бухгалтером 12 лет, но жизнь распорядилась иначе: кредиты и дебеты тогда еще 30-летнему специалисту по бухучету заменила социальная служба, в которой деньги, как оказалось, решают далеко не все.