Недавно на совместном заседании совета РОСРО (Российский общественный совет по развитию образования), Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ и Института развития образования Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) было принято решение обратиться к правительству России с инициативой об организации за рубежом стажировок для 1000 российских учителей. Зачем это нужно, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических и наук Елена Ленская.
- Елена Анатольевна, в чем смысл отправки российских учителей для стажировки за рубеж?
- Наиболее динамично развивающиеся образовательные системы заимствуют лучшие практики друг у друга, и большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта. При конкурентных условиях нам этот опыт необходим.
В международных исследованиях зачастую упускаются многие аспекты реализации тех или иных инициатив – «извне» не очевидны вещи, заметные «изнутри». Так, в школах США реализуется правительственная программа «Ни одного ученика за бортом»: в классе не должно быть отстающих. Отлично! Но российский учитель Айрат Димиев, поработав в школах Техаса, написал книгу, где раскрыл некоторые проблемы этой программы. Учителя, чтобы не было отстающих, начинают завышать результаты учеников, давать им облегченные задания.
Подобные наблюдения важны, чтобы понимать, что нужно и можно заимствовать, какие возникнут трудности.
- Как бы вы отбирали участников программы?
- Необходимо избежать того, чтобы местные администрации в регионах посылали «своих». Такая поездка - не поощрение, это тяжелая работа и пользу принесет, только если к ней соответственно относиться. Нужен конкурс, независимые эксперты и тест на знание иностранного языка – особенно если предполагается, что учитель будет преподавать, а не анализировать то, что видит.
Людей нужно отбирать с аналитическими способностями: для проверки возможно эссе на актуальную тему – «В чем достоинства и недостатки российской системы образования».
В заявке кандидаты должны отметить, чему им хочется научиться. Есть опасность, программу обвинят в том, что она способствует утечке мозгов. Но те, кто хорошо знает, зачем едет и как сможет использовать полученный опыт по возвращении, обычно возвращаются. Нужно продумать задания стажерам и последующее применение полученных знаний в карьере.
- Каковы наиболее важные отличия в подходах к преподаванию в России и в англоязычных странах? Чему наши учителя могу там научиться?
- Среди преимуществ англосаксонского подхода, во-первых, ориентация на результат образования. Там есть четкие представления о нужных школьнику знаниях и умениях на каждом этапе обучения и о том, как эти знания должны прирастать год от года. Причем эти знания, умения и навыки подаются учителями в положительном залоге, что создает позитивную мотивацию. Оценивается то, что ребенок умеет, а не наоборот.
Во-вторых, полезен опыт британских и американских школ по работе с педкадрами – в школу привлекают высококвалифицированных людей без педагогического образования.
В России, несмотря на заявления президента и инициативу «Наша новая школа», учителя и администрация принимают таких людей неохотно, а ведь представитель науки или бизнеса несет новый опыт, расширяет представления учеников. Сотрудники лабораторий знают о последних достижениях не из книг. В период кризиса британские школы активно приглашали работать сокращенных фирмами сотрудников.
Я считаю, хорошие учителя - это не всегда выпускники педвузов, ведь вузовские преподаватели не всегда имеют педагогическую квалификацию, а многие из них прекрасные педагоги.
Есть смысл сравнить и подготовку будущих педагогов у нас и за рубежом – наше педобразование нуждается в реформе.
- А есть ли нашим учителям, чем поделиться с зарубежными коллегами?
- Да. По результатам международных исследований мы показываем хорошие результаты в начальной школе, по курсу математики. У американских школьников по математике и естественнонаучным дисциплинам показатели пока сравнительно невысокие. Мне кажется, это связано с блочно-модульным методом преподавания. Ребята могут изучать геометрию в 5-м классе, а потом только в 7-м. Многое забывается, много сил уходит на повторение.
Связность и непрерывность российских курсов — важное преимущество, хотя в силу того, что обязательных курсов у нас много, наши ученики практически лишены возможности выбора, а это нужный навык. В Великобритании обязательных предметов в средней школе в два раза меньше, чем у нас.
Обмен педагогами должен быть обоюдным: зарубежные коллеги иногда судят о нашей системе образования по мнениям ученых, большинство из которых никогда не бывали в российских школах. Хотя организовать такой обмен будет труднее - найти за рубежом педагогов, знающих русский, трудно.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости