МОСКВА, 7 июн – РИА Новости. Концепция «обучения в течение всей жизни» (lifelong learning) касается всего общества, а не только специалистов в области образования, являясь важным инструментом формирования человеческого капитала для инновационной экономики, считают эксперты, принявшие участие в круглом столе «Lifelong Learning – актуален ли европейский тренд для России?» в РИА Новости.
Круглый стол организован российским отделением Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC) совместно с Центром изучения проблем профессионального образования.
По словам директора Центра изучения проблем профессионального образования Ольги Олейниковой, lifelong learning – это не только возможность пополнять собственные знания на протяжении всей жизни, но и «ключ к построению новой экономики».
«Инновационная сущность этого явления заключается в том, что здесь идет сращивание логики образования и логики бизнеса. В странах ЕС все признают, что образование - это важнейший фактор развития экономики, ключ к развитию человеческого капитала, без которого невозможно построение новой экономики, основанной на знаниях», - сказала Олейникова.
Она добавила, что европейские страны после принятия этой концепции на вооружение и разработки стратегии обучения в течение всей жизни продвинулись в своем экономическом развитии.
«Страны Европы уже к 2007 году представили отчеты о реализации стратегии обучения в течении всей жизни. В каждой стране результаты разные, но общеевропейская тенденция заключается в том, что страны, принявшие стратегию lifelong learning, продвинулись в своем экономическом развитии, формировании человеческого капитала», - сказала Олейникова.
Говоря о ситуации в России, она высказала мнение, что словосочетание «обучение в течение всей жизни» зачастую воспринимается как полный синоним процесса профессиональной переподготовки, что мешает выработке в стране концепции такого обучения как более объемного процесса.
«Отсутствие концепции lifelong learning накладывает отпечаток на формирование национальной стратегии образования. Это мешает интегрироваться в современные процессы общественного развития, оставляет Россию на уровне индустриального общества», - полагает Олейникова.
Как отметила руководитель комитета по международным отношениям российского отделения IABC Юлия Стоногина, система «обучения в течение всей жизни». призвана дать ответ на ряд вызовов времени, в том числе «беспрецедентное для прошлого века устаревание технологической информации, появление новых профессий, для которых нет готовых специалистов, неоправданно раннее в наше время исключение из социальной жизни экономически активных людей от 55 лет».
По ее мнению, «профессиональная дискриминация по возрасту в России начинается с сорока - и это происходит преимущественно от несовершенства образовательной системы».
Заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин указал, что «образовательная политика страны должна исходить из следующего принципа: соединить лучшие отечественные социальные образовательные традиции с новейшими технологиями».
В свою очередь, президент Международного консорциума «Электронный университет» Владимир Тихомиров отметил, что существующей сегодня в России системой профессиональной переподготовки ежегодно пользуются около 5% работающего населения, в то время как в развитых странах различными формами повышения квалификации и получения новых знаний охвачено 70-80% работающих.
Он добавил, что система высшего образования должна в большей степени ориентироваться на нужды экономики знаний, модернизационной экономики «Российские вузы выпускают специалистов, на три-пять поколений отставая в области техники и технологии, «производя» тем самым неконкурентную рабочую силу», - считает Тихомиров.
В качестве одного из решений проблемы он предложил уделять больше внимания развитию рынка провайдеров услуг в области lifelong learning, приведя в качестве успешного примера Южную Корею. «Могу сказать на примере Южной Кореи. Им удалось создать около двух тысяч провайдеров в системе lifelong learning», - пояснил Тихомиров.
Как заявил глава российского отделения IABC Андрей Лапшов, организация подготовит по итогам круглого стола практические рекомендации, которые будут переданы на рассмотрение в Госдуму, Минобрнауки РФ и другие госорганы.
«IABС – это глобальная общественная организация. Из многих тысяч ее членов во всем мире 10% занимаются преподавательской деятельностью. И мы хотим, чтобы наша образовательная система не отставала от объективных мировых тенденций», - заключил он.