Женщины - депутаты парламентов в арабских странах попадаются нечасто. Тех, кому удалось занять пост министра, вообще можно пересчитать по пальцам.
А уж женщины в качестве руководителей политических партий и тем более кандидаты в президенты – такие примеры в современной истории арабских стран, наверное, вряд ли можно найти. Личность лидера суданской партии – Демократический социалистический союз Фатымы Абдель Махмуд, которая стала первым кандидатом в президенты за всю историю Судана – самой крупной страны Африки с преимущественно арабским населением, вызывает особый интерес.
Как смогла она стать одним из самых известных политиков не только в своей стране, но и в целом в арабском мире, получив признание и на международном уровне за отстаивание прав женщин? Как получилось у нее забраться на вершину политического Олимпа в стране, власти которой недавно грозились выпороть журналистку за ношение брюк?
О пути женщины в суданской политике, о первых за 24 года всеобщих выборах в этой стране, о деле осужденной за ношение брюк журналистки Любны аль-Хусейн и о многом другом директор суданского отделения ЮНЕСКО по поддержке женщин в науке профессор Фатыма Абдель Махмуд рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости в Хартуме Юлии Троицкой.
- Единственная женщина - кандидат в президенты Судана Вы получили высшее образование в Москве. Расскажите, пожалуйста, немного о своем жизненном пути. Где учились? Как получилось так, что начали заниматься политикой?
- Я училась в университете Хартума, а также семь лет в Университете дружбы народов (Российский университет дружбы народов - прим. автора) в Москве на врача. Кроме этого получила диплом переводчика с русского языка на арабский и с арабского языка на английский.
Помимо российских дипломов у меня есть диплом детского врача Лондонского университета. Также я стала магистром Колумбийского университета в Нью-Йорке, защитив работу по методам профилактики детских заболеваний, являюсь обладателем докторской диссертации по детским болезням университета Будапешта.
Начинала работать в Судане как врач. В 1973 году получила пост министра здравоохранения и социальных дел, который занимала в течение 12 лет, потом стала депутатом парламента, главой комитета по организации работы законодательного собрания, руководила также комитетом по социальным делам, занималась консультативной работой в рамках ООН в Нью-Йорке, Канаде и Кувейте, сейчас я возглавляю отделение ЮНЕСКО по поддержке женщин в науке.
- Пригодился ли Вам полученный в России жизненный и профессиональный опыт?
- Во время учебы в России я приобрела большой жизненный опыт, у меня появились разнообразные контакты, тогда вместе со мной в университете учились люди из разных стран мира. Я уделяла много внимания изучению положения женщин в России. Мой муж в то время учился в Англии, поэтому у меня одновременно была возможность посещать страны Европы, сравнивать и вбирать в себя опыт стран с разными политическими системами.
В последний раз я была в России в 1997 году, но сохраняю связи с суданскими выпускниками советских и российских вузов.
- Занимаясь медициной, Вы одновременно интересовались политикой?
- Я начала заниматься политикой в студенческие годы еще в 1969 году и продолжаю делать это до сих пор. Я была активисткой среди студентов в области защиты прав женщин, здравоохранения.
В Судане я прошла в своей политической карьере все этапы – депутат, губернатор, министр, кандидат в президенты республики. В то же время я смотрю на политику через призму социального развития. Не как на болтовню, а как на возможность осуществлять конкретные проекты.
Когда я была министром, пыталась с помощью своих обширных международных связей через ООН, Лигу арабских государств и Африканский союз наладить связи между суданскими женщинами и мировым женским сообществом.
- Легко ли женщине в Судане, которая является мусульманской страной, стать известным политиком?
- Многие за пределами Судана считают, что здесь женщины не имеют возможности идти в политику, потому что им в этом препятствуют мужчины. Однако на самом деле суданская женщина еще столетия назад была вовлечена в политику, в древние времена на территории Судана существовали царства, которыми правили женщины.
До обретения Суданом независимости в современной истории женщины наравне с мужчинами отстаивали право Судана на самостоятельное развитие.
После заключения в 2005 году Всеобъемлющего мирного соглашения (прим. автора – между Севером и Югом страны после окончания гражданской войны) у женщин появилось еще больше возможностей войти во власть, поскольку законом была установлена квота – 25% депутатских мест в Национальной ассамблее обязательно должны занимать женщины.
Суданские женщины очень активно проявили себя и во время всеобщих выборов, которых прошли в апреле этого года. Из общего числа проголосовавших избирателей 60% составили представительницы «слабого» пола.
Поэтому я хочу сказать, что суданская женщина – это не отсталое существо, как думают некоторые, а передовая личность, и многие мужчины в Судане понимают это и помогают ей. Конечно, есть и те, которые придерживаются консервативного мышления относительно роли женщины в суданском обществе, но они не представляют собой большинство.
Кроме того, Судан – это исламское государство, а мусульманская религия не запрещает женщинам участвовать в политике. В Коране не говорится, что женщине запрещено работать или быть частью общественной жизни.
- Обладает ли женщина в Судане возможностями для самореализации?
- Женщины Судана совершенно спокойно могут реализовать себя в работе, общественной жизни, а не только в качестве домохозяек. Сейчас 67% студентов в Судане – это девушки. Во всех школах есть преподаватели женщины, их больше, чем мужчин. Женщины работают в полиции, во всех частных и государственных учреждениях. Я была в числе тех, кто разрабатывал и продвигал законы, которые помогают женщинам в нашей стране реализовать себя и быть свободными.
- Но при этом весь мир обошла новость, что журналистка местной газеты «Ас-Сахафа» Любна аль-Хусейн была приговорена к телесному наказанию за ношение брюк?
- Я задам вам встречный вопрос. Вы уже какое-то время находитесь в Судане. Замечали ли вы, что женщинам, которые предпочитают носить штаны вместо юбок, кто-то чинит в этом препятствия, а ведь таких немало, особенно среди молодежи. Не замечали? Вот и я про то же.
Есть, конечно, отдельные случаи притеснения женщин, но их немного. Вероятно, обострение отношений Любны с властями было вызвано какими-то другими причинами помимо ношения брюк, возможно, связанными с политикой, ведь она журналистка. Возможно, какое-то непонимание возникло между Любной и судьей. Но, как вы сами могли увидеть, к внешнему виду женщин в Судане не предъявляется особо строгих требований, и такие случаи - это не повседневное явление.
- Как в мусульманской стране могут быть востребованы социалистические идеи, ведь Ваша партия поддерживает именно их?
- Я являюсь руководителем партии Демократический социалистический союз. Большинство в партии – это мужчины, но именно они избрали меня на этот пост.
По поводу социализма в Судане – это течение здесь представляет собой сплав социалистического опыта всего мира.
Как бы это странно ни звучало, но в том же исламе, в западном мире - Англии, Франции, в восточном лагере, России - везде можно встретить социалистические идеи, которые мы взяли за основу, сформировав программу для нашей партии. Эта программа не идет вразрез с нашей религией и нашими традициями, она предусматривает то развитие страны, к которому мы стремимся.
Главные идеи, которые мы продвигаем, - отстаивание демократических свобод, прав человека, прозрачность политики, повышенное внимание к проблемам молодежи, женщин, выстраивание равноправных отношений со всеми государствами мира.
- Почему Вы приняли решение выставить свою кандидатуру на прошедших в апреле этого года выборах президента, если заранее прогнозировался их результат – победа кандидата от правящей партии Национальный конгресс, бессменного президента страны на протяжении более 20 лет Омара аль-Башира?
- Я ни в коем случае не принимала решение об участии в выборах, ориентируясь исключительно на необходимость добиться победы. Я считаю, что участие женщины в выборах такого высокого уровня само по себе является серьезным достижением для всех суданских женщин. Так что, участие в выборах важно не только победой. Я реально оценивала свои шансы, и мне удалось получить большой процент голосов избирателей.
Эти голоса – результат моего постоянного внимания к проблемам общества, суданской женщины, общественной деятельности с 60-х годов прошлого века.
Для выдвижения своей кандидатуры мне удалось собрать подписи 26 тысяч человек из 16 штатов Судана, в том числе из четырех южных провинций и трех провинций Дарфура на западе страны. При этом по закону было необходимо собрать подписи только 15 тысяч человек.
- Выборы прошли, но впереди гораздо более важный этап в истории страны – проведение референдума по самоопределению юга, после которого на карте мира вместо одного большого Судана могут появиться две независимые страны. Видите ли Вы в этой связи какие-то реальные перспективы для того, чтобы страна не распалась на две части, или это не более, чем мечта, что и докажет предстоящий референдум?
- В ближайшем будущем мы откроем новую страницу в истории Судана. Конечно, мы хотим, чтобы Север и Юг страны оставались едиными. Есть кое-какие признаки того, что это возможно, но во многом – это пока мечтания. Суданцы на севере и юге должны делать больше, чтобы понятие «единство» действительно наполнилось смыслом.
Разные менталитет, традиции, культура, общественные нормы населения юга и севера не могут быть помехой для проживания в едином государстве. Во многих странах существует такое же разнообразие традиций и укладов тех народов, которые проживают на их территории, но это не мешает им оставаться в составе одного государства.
В Судане долгое время шла кровопролитная гражданская война, сейчас идет заживление ран. Лично я верю в единство, потому что распад государства никогда не идет ему на пользу, ведет к его ослаблению. На выборах в президенты я получила большинство голосов именно от жителей юга страны, так что есть шанс продолжать жить вместе.