Мария Аппакова для РИА Новости
К отправке к берегам сектора Газа в попытке прорвать блокаду этого палестинского анклава Израиля готовится на этой неделе несколько новых кораблей с гуманитарным грузом, правозащитниками и журналистами на борту. Гибель 31 мая 9 турецких граждан в ходе израильской операции по перехвату первой «флотилии мира», похоже, лишь поощряет организаторов подобных акций к новым подвигам. К каким последствиям это может привести?
То, как была организована операция по перехвату «флотилии мира» 31 мая, стало полным провалом для Израиля – военным, информационным и дипломатическим. Тот факт, что пассажиры одного из кораблей флотилии оказались не совсем мирными правозащитниками, мало интересует сегодня широкую общественность.
Впрочем, международная критика сама по себе имеет мало значения для Израиля – в конце концов, не в первый и, наверное, не в
последний раз. Опасно другое. Израиль поставил под удар и без того непростые в последнее время отношения с Турцией. Первые плоды – замораживание сотрудничества в области энергетики и поставок воды. На повестке дня остановка сотрудничества в военной сфере, не говоря уже о стратегически важном партнерстве в сфере безопасности.
Также опасной является тенденция, о которой говорил на днях глава «Моссада» Меир Даган – Израиль постепенно перестает быть для США ценным активом и превращается в обузу. Не секрет, что Вашингтон единственный защитник Израиля в том, что касается международных санкций, не говоря уже о финансовой и военной помощи.
Но пока о дипломатической катастрофе речь не идет. В конце концов, Турция не разорвала дипотношений с Израилем. Тем временем за политическими кулисами пытаются разобраться, на какие деньги спонсировалась «флотилия мира», имеют ли эти деньги отношение к террористическим организациям, как пишут некоторые СМИ. А в Европе звучат голоса, в том числе и высокопоставленных политиков, что Израиль имеет право удостовериться в том, что поставляемые в сектор Газа грузы не будут угрожать его безопасности.
Другой вопрос – как будет организована доставка груза? Снова в виде провокативных флотилий?
Более шестидесяти лет назад подобные акции стали одной из причин принятия в ООН резолюции о создании на территории Палестины двух независимых государств – еврейского и арабского. Тогда в подмандатную Великобритании Палестину пытались пройти корабли с евреями, выжившими в спаленной Гитлером Европе. Иммиграция была запрещена, британские военные останавливали корабли и депортировали беженцев обратно в Европу. Несмотря на все усилия британских властей некоторым удавалось прорвать блокаду, но и фиаско остальных не было напрасным – скандалы в СМИ приносили свою пользу.
Один из самых известных - история парохода «Эксодус» с 4500 пассажирами на борту. Журналисты окрестили «Эксодус» «плавающим Освенцимом». Существует версия, что фотографии беженцев, которых силой снимали с корабля и размещали в лагерях в Германии, оказали влияние на мнение мирового сообщества и привели к тому, что через два месяца после этого ООН приняла резолюции об окончании британского мандата и разделе Палестины.
Так что израильтяне прекрасно понимают, в какую игру их втягивают, заставляя останавливать корабли с гуманитарным грузом. Но другого варианта, как им кажется, для них пока нет.
А корабли продолжат прорывать блокаду. Лидер «Хезболлах» шейх Хасан Насралла в конце минувшей недели призвал отправлять к берегам
Газы все новые и новые «флотилии мира», заявив, что Израиль уже увидел флаг Турции (под которым шла первая «флотилия мира»), а дальше он увидит и флаг «Хезболлах». Трактовать это заявление можно как угодно, но вряд ли оно сделает израильтян более сговорчивым. И без того каждое судно, направляющееся к берегам Газы, рассматривается Израилем как потенциальный перевозчик оружия и боевиков, а флаги «Хезболлах», пусть и гипотетические, для Израиля подобны красной тряпке для быка.
На Ближнем Востоке войны разгорались и от меньших намеков, сейчас же провокации в адрес Израиля следуют за провокацией.
Миссия добиться отмены блокады сектора Газа благородна – спору нет. Но отдают ли правозащитники, в первую очередь принадлежащие к европейскому и американскому политическому истеблишменту, себе отчет в том, что постепенно они становятся марионетками в руках движения сопротивления, в первую очередь таких организаций, как палестинский ХАМАС и ливанская «Хезболлах»? Обе организации находятся в «черных» списках США и Европы. Возможно, для тех правозащитников, которые принадлежат к левым европейским движениям, это не имеет никакого значения, но есть же еще депутаты европейского парламента и официальные лица.
Кроме того, понимают ли все те, кто отправляется с гуманитарной миссией в Газу, что своей блокадой сектор обязан сейчас не столько Израилю, сколько внутрипалестинскому расколу и практически отсутствию контактов между палестинскими фракциями ФАТХ и ХАМАС. Кроме того, сектор Газа закрыт со стороны не только Израиля, но и Египта. КПП между сектором и Египтом открывается лишь периодически, в частности он был открыт после трагедии, случившейся 31 мая, в том числе из опасений подвергнуться критике со стороны арабской улицы. Но надолго ли? Некие шаги по сближению предприняло и руководство ХАМАС и ФАТХ, но сколько таких шагов было раньше? И не споткнутся ли все планы международного сообщества предпринять меры по облегчению ситуации в секторе Газа, речь о которых идет сегодня, о те же препятствия, что и раньше – разборки среди палестинцев?
Ответственности с Израиля и за провал мирного процесса, и как следствие этого – ответственность за проблемы в Газе и за устроенную в море трагедию, никто не снимает. Но он не может и не должен нести эту ответственность в одиночестве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции