Совет глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) пройдет в Ташкенте 10-11 июня. О предстоящем саммите и нынешнем развитии организации РИА Новости рассказал генеральный секретарь ШОС Муратбек Иманалиев. Беседовала корреспондент РИА Новости в Пекине Мария Чаплыгина.
- До предстоящего саммита глав государств-членов ШОС в Ташкенте остаются считанные дни, утверждена ли его повестка?
- Повестка дня в общих чертах сверстана, остались небольшие детали. Они будут доработаны в ходе заседания совета национальных координаторов, которое состоится буквально накануне саммита в Ташкенте. Разумеется, в ходе самого саммита лидеры государств внесут возможные коррективы.
В целом, будут обсуждаться очень важные вопросы, которые обсуждаются на саммитах ШОС и предопределены уставными и политическими документами нашей организации. Прежде всего, это первоочередная задача – проблема безопасности на огромном пространстве Евразии и, в том числе, и, наверняка, в первую очередь – это проблема Афганистана, поскольку эта проблематика волнует сейчас многих, в том числе и страны ШОС, чему мы уделяем большое внимание.
Хотел бы также особо отметить проблему борьбы с наркобизнесом и вообще наркопотоками.
Не останутся без внимания проблемы экономического сотрудничества между странами ШОС, деятельность наших неправительственных организаций, таких как Деловой Совет ШОС, Межбанковское объединение с подключением туда стран-наблюдателей и, конечно, с этого года стран, которые являются нашими партнерами по диалогу. Также будут рассматриваться вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества. То есть, тем довольно много.
- ШОС позиционирует себя как открытая организация, готовая к своему расширению. Какие шаги в этом направлении будут предприняты в ближайшем будущем?
- На саммите будут подписаны несколько очень важных документов, прежде всего, ожидаемое всеми нами «Положение о приеме новых членов ШОС». Должен сразу подчеркнуть, что это очень важный документ и очень своевременный. Но, надо отметить, что документ является рамочным и это (его подписание) не означает, что мы автоматически сразу начнем принимать новых членов в нашу организацию.
Предстоит еще очень серьезная работа над иными документами, которые регламентируют вступление новых членов, в том числе финансовые, кадровые и другие. Этот документ предопределяет лишь страну как кандидата. Если до подписания этого документа заявка страны на членство носила формальный характер, мы не могли рассматривать ее в качестве юридически обустроенного кандидата, то после того, как положение будет подписано, эта страна будет рассматриваться как кандидат в члены.
С моей точки зрения это очень серьезный шаг в сторону расширения и, безусловно, такая задача ставится главами наших государств. Я изложу достаточно известный тезис о том, что наша организация является открытой и транспарентной, она готова не только к сотрудничеству с различными странами и международными организациями, но и к тому, чтобы принять новых членов. И в этом смысле особых проблем у нас нет. Тем более, что есть уже страны, которые изъявляют стать таковыми в ближайшее время. Поэтому я считаю, что документ, несмотря на свою рамочность и, может быть, формулирование общих подходов к приему новых членов, является принципиальным положением, которое, я бы сказал, открывает коридор для принятия новых членов.
- Предусмотрены ли Положением ограничения на принятие в члены ШОС?
- В самом документе заложен очень важный тезис о том, что страны, которые подвергаются санкциям со стороны ООН, не могут пока стать членами ШОС. Считаю, что это положение имеет принципиальное значение для нашей организации, поскольку мы бы хотели, чтобы страны, которые станут в будущем ее членами, усиливали бы ее. Необходимо, чтобы они расширяли ее потенциал и возможности на разных направлениях сотрудничества, партнерства и влияния на какие-то процессы, а не наоборот, утяжеляли бы ее какими-то проблемами, которые существуют у этих стран.
- Сколько времени может понадобиться на то, чтобы от рамочного положения перейти к конкретному порядку приема новых членов?
- Думаю, мы будем делать это очень быстро. Само Положение будет нас в какой-то степени подталкивать нас к тому, чтобы мы быстрее это дело завершили. Разумеется, мы будем выслушивать различные мнения и соображения, исходящие не только от стран-членов ШОС, но и от тех стран, которые будут рассматриваться нами как кандидаты.
- Иран, Пакистан… расширился ли к настоящему времени список кандидатов на получения статуса членов ШОС?
- В настоящее время две страны изъявляют желание стать полноправными членами ШОС, это Иран и Пакистан. Я могу сказать, что индийские коллеги, прежде всего министерство иностранных дел, достаточно активно зондируют вопрос о том, могла бы Индия стать полноправным членом. Мои личные встречи с секретарем по иностранным делам Индии и с послом этой страны в Китае свидетельствуют как раз о том, что они достаточно активно пытаются изучить эту проблему, но пока официальной заявки пока нет.
- Тем не менее, организация растет, в частности, за счет приобретения партнеров по диалогу.
- Речь здесь идет не столько о географическом расширении пространства ШОС, поскольку партнер по диалогу, не хочу сказать, что член организации, но что-то очень близкое.
Партнер - это страна, которая входит в единое пространство и сотрудничает в рамках организации, что усиливает возможности ШОС, в частности, в борьбе с терроризмом. В Шри-Ланке и в Белоруссии достаточно солидный опыт в борьбе с терроризмом, который, с моей точки зрения очень важен и актуален для нашей организации. Помимо этого, речь идет о подключения этих двух стран к деятельности Делового Совета, Межбанковского объединения, Форуму ШОС. Мы рекомендовали, чтобы все эти организации в рамках ШОС привлекали наших партнеров. Специализированные рабочие группы, а их у нас более 20, думаю, будут привлекать специалистов из Шри-Ланки и Белоруссии к своей работе.
- И на предстоящий саммит позовут?
- Статус партнера по диалогу, согласно подписанному меморандуму, не предусматривает их участия в саммите. Хотя, как я понимаю, в будущем это может измениться. Представителей (этих стран) тоже не будет. Пока этот вопрос нами достаточно серьезно не изучен, ШОС не успела в должной мере проработать этот вопрос, поскольку меморандумы были подписаны буквально недавно. Так что из глав государств участие в саммите примут шесть лидеров стран-членов (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) и четырех – стран наблюдателей (Иран, Пакистан, Индия и Монголия).
- Проблема наркотрафика активно обсуждается сегодня на самых различных уровнях в странах ШОС. Предпринимаются ли конкретные шаги в этом направлении?
- Нами подготовлена «Антинаркотическая стратегия на 2011-2016 год» и очень надеюсь, что скоро, а может быть даже на ташкентском саммите, этот документ будет подписан. Тогда мы будем иметь очень солидную, с моей точки зрения, политико-правовую базу для расширения и развертывания более активной деятельности на антинаркотическом фронте.
Стратегия в общих чертах готова, это очень солидный, развернутый документ, «заточенный» как раз на то, чтобы были более конкретные возможности для борьбы с наркотиками не только на пространстве ШОС, но уже при сотрудничестве с Афганистаном. То есть в самой стране, где производится (наркотик). Конечно, мы будем рады, и это тоже предусмотрено Стратегией, сотрудничеству и более тесному партнерству с другими организациями, которые тоже обеспокоены этой проблематикой.
Совсем недавно состоялась встреча с главой ФСКН России Виктором Ивановым, в ходе обстоятельного диалога с ним мы пришли к пониманию того, что необходимы более серьезные усилия, направленные, прежде всего, на объединение общих возможностей под эгидой ООН. В этом смысле сейчас мы налаживаем наши отношения со структурами ООН, которые работают в области борьбы с наркотиками. Надеюсь, что эта борьба будет успешной.
Хочу отметить, что проблема наркотиков, как мы ее понимаем, это не проблема региона и проблема одной организации. Эта проблема глобальная и совершенно очевидно для нас, что здесь необходимы общие усилия всего мирового сообщества, без этого, в принципе, нам, наверное, будет очень трудно. Сегодня в этом направлении идет интенсивный поиск форм работы, работать надо и мы очень серьезно подключаемся к этой проблематике.
В моем представлении, проблема наркотиков сейчас не хочу сказать, что завуалировала тему борьбы с терроризмом, но в какой-то степени она стала ощущаться более рельефно, более выпукло видна на пространстве, связанном с трансграничными преступными деяниями. Это становится совершенно очевидно.
Проблема антинаркотической борьбы, безусловно, имеет свои конкретные направления и мы стараемся использовать все наши возможности, в том числе контактную группу ШОС – Афганистан, а также усилия Региональной антитеррористической структуры (РАТС). С текущего года мы будем возлагать на нее определенные обязанности по усилению борьбы с наркотиками. И, разумеется, мы стимулируем и двусторонние каналы борьбы с наркотиками.
- Помимо наркотической угрозы, на пространстве ШОС регулярно возникает упоминание об угрозе террористической. Есть ли в этом вопросе своя стратегия ШОС?
- Терроризм был и остается проблемой номер один, и мы стараемся активно работать на этом направлении. Прежде всего, будем стремиться к тому, чтобы усилить деятельность контактной группы ШОС-Афганистан, которая как раз должна заниматься проблемой терроризма в контакте с нашими афганскими партнерами. Мы должны более серьезно стимулировать деятельность Региональной антитеррористической структуры (РАТС), которая делает немало для того, чтобы скоординировать работу ШОС на антитеррористическом направлении. При этом у РАТС есть большой потенциал и, убежден, что, расширяя свои возможности, при этом усиливая сотрудничество с другими организациями, структура сможет оказать очень серьезное влияние на позитивное решение этой проблемы.
Терроризм как проявление преступной деятельности человека, не стоит на месте в своем развитии. Он все время движется вперед и находит какие-то новые формы, совершенствует старые и нам нужно не то, чтобы успевать за этим, а иногда в превентивном плане быть впереди, чтобы предупредить возможные проявления терроризма. Поэтому, вместе со всеми, мы ищем новые формы борьбы с этим злом. В совокупности это очень многогранная работа, связанная с образованием людей, решением социальных и экономических проблем… и, конечно, использование силовых и карательных структур для борьбы с терроризмом.
Уже функционирует система подготовки кадров для антитеррористических формирований, соглашение о которой было подписано в Екатеринбурге в 2009 году. В России в КНР в Узбекистане Казахстане налажена система обмена и переподготовки кадров. Это имеет отношение к Афганистану, все страны ШОС задействованы в обучении афганских специалистов, которые проходят подготовку в странах ШОС.
- Расширение организации за счет включения новых членов – вопрос будущего, а как обстоит сегодня ситуация вокруг расширения взаимодействия ШОС с другими международными организациями?
- ШОС осуществляет контакты с очень многими организациями и мы будем расширять их. Очевидно, что и в Ташкенте будет этот вопрос обсуждаться и, я убежден, будут ставиться задачи по расширению и укреплению наших контактов с международными организациями.
Мы имеем потенциальные возможности для нашего собственного развития, стимулирования развития евразийского пространства и налаживания очень активных отношений не только со странами евразийского континента, но и другими организациями.
Учитывая существующие в нашем мире проблемы, считаю, что Организация исламской конференции (ОИК) может сыграть (в их решении) огромную роль и сотрудничество ШОС и ОИК – это вполне приемлемый вариант и энергичный способ решения существующих проблем. Продолжается обсуждение (возможности) сотрудничества с Секретариатом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Думаю, что это тоже будет интересно.
(Говоря об уже существующем взаимодействии), прежде всего, я должен, конечно, сказать о нашем сотрудничестве с ООН. Набор его направлений достаточно обширен: это и борьба с терроризмом, экономика, культурно-гуманитарное взаимодействие. Мы придаем сотрудничеству с ООН приоритетное значение, поскольку понимаем, что ООН - единственная на нашей планете универсальная и многоаспектная глобальная международная организация и, вместе с тем, признаем ее ведущую роль в решении или нахождении решения тех вызовов и проблем, которые существуют сегодня.
При этом сотрудничество имеет не только общий характер. Его системность заключается в постоянных встречах, участии в мероприятиях, есть также конкретные аспекты – сотрудничество с центром ООН по превентивной дипломатии, расположенным в Ашхабаде. Сейчас мы налаживаем контакт со структурами ООН, которые занимаются проблемой наркотиков и, надеюсь, что мы наладим более тесное сотрудничество.
Важным партнером ШОС также является АСЕАН, с которым мы налаживаем отношения, связанные не только с проблематикой экономического сотрудничества. Доминирующую позицию занимает проблема борьбы с терроризмом. Достаточно тесное сотрудничество ведется с континентальными евразийскими организациями, поскольку мы функционируем на одном геополитическом пространстве. Существует также постоянный контакт с ЕС. Речь идет и о проблеме безопасности, которая для Евросоюза, как и для нас, является очень приоритетной.
При этом к нам тоже тянутся, я получаю достаточно много посланий и сигналов от различного рода организаций, которые хотели бы с нами сотрудничать.
- Самым беспокойным регионом на пространстве ШОС в последние месяцы стало государство-член организации – Киргизия. ШОС помогала или заняла наблюдательную позицию?
- Мы, конечно, придаем проблеме Киргизии очень большое внимание. Сразу после событий в Киргизии в апреле текущего года у меня было поручение побывать в этой стране с рабочим визитом, в ходе которого я встречался со всеми руководителями, включая нынешнего президента переходного периода. Была очень обстоятельная беседа со всеми представителями Временного правительства, мы обсудили вопросы, связанные с экономическим, гуманитарным содействием со стороны ШОС.
Я хочу подчеркнуть, что станы ШОС крайне заинтересованы в скорейшей легитимизации деятельности Временного правительства и в этом контексте, мы, с моей точки зрения, оказываем наибольшую помощь Киргизии.
Это не только проблемы, связанные с присутствием представителя России, Казахстана, в Бишкеке и оказания ими какого-то содействия, это не только деятельность Казахстанского председательствования в ОБСЕ, но и, в общем, те рекомендации и помощь, которые приходят из всех практически столиц ШОС, чтобы помочь стабилизировать ситуацию. Речь идет о том, чтобы Киргизия как можно скорее вернулась в правовое пространство, или, вернее, сконструировала это правовое пространство, чтобы облегчить собственную жизнь.
В рамках двусторонних контактов интенсивно оказывается экономическое и гуманитарное содействие.
Хочу подчеркнуть, что для нас является весьма принципиальным положение о том, что Киргизия являлась и является и будет являться полноценным, полнокровным членом ШОС и она будет участвовать во всех мероприятиях нашей организации. Страны ШОС не бросают своего партнера на дороге, они стараются ему помочь встать на ноги и двигаться вместе со всеми остальными и это отрадный факт.
- Кто представит Киргизию на предстоящем саммите?
- Осталось немного и на саммите будет понятно, кто будет присутствовать. Думаю, что каких-либо затруднений не будет ни для стран ШОС, ни для самой Киргизии. Хочу подтвердить слова президента Каримова о том, что все страны, включая Киргизию, будут удовлетворены. Проблем здесь особых нет. Хочу еще раз сказать словами Каримова о том, что Киргизия будет реально достойно представлена на этом саммите.
- Следующим после саммита в Ташкенте крупным шосовским мероприятием станет День ШОС на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. Какое значение имеет для организации участие в этом событии?
- С политической точки зрения для нас очень важна демонстрация наших успехов, наших достижений на ЭКСПО, которая сама по себе является квинтэссенцией мировых достижений. На сегодняшний день ЭКСПО – это некий мировой центр и очевидно и отрадно, что ШОС принимает в этом активное участие. Это очень серьезное не только экономическое и гуманитарное, но и очень важное политическое измерение деятельности ШОС.
Девять лет назад именно 15 июня появилась организация, которая стала называться Шанхайская организация сотрудничества, поэтому символично, что это (очередной день рождения ШОС) будет проходит в Шанхае. В этот день пройдет специальная программа, будут почетные гости из министерства торговли КНР, МИД Китая, министерства образования и культуры. Кроме гостей из Пекина, будут представители шанхайского правительства и стран ШОС.
Китайская компания, которая занималась оформлением нашего павильона, сделала максимально возможное, чтобы создать инновационное представление о том, как делаются современные выставки. Я хочу сказать, что в нашем павильоне нет ни одного предмета, который можно взять в руки: все интерактивно – можно увидеть, но нельзя пощупать. Там представлена история ШОС, достижений организации, ее перспективы. Мне кажется, что посетители, коих, надеюсь, будет достаточно, несмотря на скромные параметры и возможности нашего выставочного павильона, увидят все, что можно узнать о нашей организации на сегодняшний день.