МОСКВА, 4 июн - РИА Новости. На выходных Россия прощалась с призрачной надеждой на победу в "Евровидении", в пятницу - с легендой шестидесятых Андреем Вознесенским, а в промежутке была объявлена программа Московского кинофестиваля, из которой непосвященному зрителю предстоит узнать больше дюжины новых имен.
Надежда умерла последней
В минувший уикенд в Норвегии прошел финал "Евровидения-2010". Пока музыкальные эксперты признавались, что не видят явного победителя, терялись в догадках и предрекали победу совсем уж неожиданному участнику, Россия, затаив дыхание и надеясь на чудо, следила за своим конкурсантом - "Музыкальным коллективом Петра Налича".
Но чуда, как и следовало ожидать, не произошло: в ночь с 29 на 30 мая больше всего голосов досталось одной из фавориток букмекерских контор - Лене из Германии и ее песне про педикюр, нижнее белье и любовь под названием Satellite. Представители Лены незамедлительно сообщили, что она же будет представлять Германию и на следующем конкуре, а в газетах появились репортажи о том, как после победы в Осло несовершеннолетняя певица бросила школу, а до конкурса участвовала в съемках эротического фильма.
Что же касается Петра Налича, то он честно признался, что очень хотел победить, но все равно доволен итогами соревнования, поскольку коллектив сделал все, что хотел, и "сделал это хорошо".
Как подытожил музыкальный критик Артур Гаспарян, тут делать было нечего: школьница Лена без музыкального образования обязана была пробудить нежные чувства в европейцах (тем более, что Германия как раз пытается спасти Европу от нового витка кризиса), а Налич оказался слишком самобытен для евровидийной аудитории.
Похоже, теперь на конкурс от России придется посылать более понятных музыкантов с песнями про зубные щетки или чистые носки.
Уходят романтики
Первый день лета омрачился кончиной Андрея Вознесенского - одной из ярчайших звезд в плеяде "шестидесятников". Он перенес несколько инсультов и много лет мужественно боролся с недугами. Этого потрясающего человека всегда отличали стойкость и упрямство - личное, политическое и поэтическое. В эпоху тотальной несвободы он смело экспериментировал со стихотворным словом и художественной формой, создавал рок-оперы и "видеомы", где стихи дополнялись рисунками, фотографиями и слайдами. Всем своим ярким, несоветским образом он протестовал против серости и унылости существования в закрытой от всего мира стране. Историк Игорь Волгин отметил, что с именем Вознесенского связана новая эстетика. "Он никогда не носил галстуки, был всегда в этом изумительном шарфе. Его эстетические принципы восходили к русскому модерну начала века", - сказал Волгин.
Вознесенский не вписывался в официальную советскую литературу - критики разносили его сборники в пух и прах, а Хрущев на встрече с интеллигенцией в Кремле недвусмысленно предложил поэту покинуть СССР (выдворения из страны удалось избежать с большим трудом). Но читатели, особенно молодые, обожали Вознесенского, а его стихи, несмотря на временные опалы, расходились огромными тиражами. Коллеги и друзья Вознесенского отмечают, что "живой символ своего времени, голос эпохи 60-х" в жизни был простым и доброжелательным человеком с удивительной энергетикой. "Он весь мир преобразил в метафоры. Вознесенский - это поэт очень свободного дыхания, очень гибких ритмов и поразительной энергии. Он болел последние лет 13, но очень активно писал, даже лучше, чем раньше", - сказал о Вознесенском Евгений Рейн.
Тысячи людей - коллег, друзей, близких и поклонников - проводили его в пятницу в последний путь. После гражданской панихиды Вознесенского погребли на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами его отца и матери.
Кто все эти люди
Московский кинофестиваль, который пройдет в российской столице с 17 по 26 июня в 32-й раз, объявил свою программу - правда, еще не окончательно утвержденную. Пока в основной конкурс вошло 15 картин.
Эти фильмы, по словам программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, тематически и географически можно поделить на две генеральные линии: картины из стран бывшего соцлагеря, обличающие тоталитарное прошлое СССР, и фильмы из Латинской Америки, с каждым годом все серьезнее заявляющей о себе в кино.
Кроме того, есть и фильмы, представляющие региональные центры производства - например, "Воробей", игровой дебют новосибирского документалиста Юрия Шиллера.
Евопейское кино будут представлять чешский режиссер, лауреат ММКФ Ирена Павлазкова ("Как рай земной"), участник Каннского и Венецианского кинофестивалей, каталонец Вентура Понс ("Вниз по течению"), классик венгерского кино и выпускница ВГИКа Марта Мессарош ("Последний донос на Анну"), поляк Ян Кидава-Блонский ("Розочка"). Московские отборщики взяли в программу и отвергнутый Каннами за излишнюю откровенность фильм Михаэля Коэна "Это нацинается с конца", который, по мнению Разлогова, вполне сопоставим с "Последним танго в Париже".
Кроме того, в основной конкурс вошли фильмы "Албанец" (Йоханнес Набер, Германия), "Берлин, Боксхагенер Плац" (Матти Гешоннек, Германия), "Брат" (Марсель Раскин, Венесуэла), "Коул" (Карл Бессаи, Канада), "Разные матери" (Михай Ионеску, Тибериу Иордан, Румыния), "Следы на песке" (Ивайло Христов, Болгария), "Убийца с камерой" (Роберт Адриан Пежо, Австрия), "Фильм-просвещение" (Пак Тон Хун, Корея).
По словам Разлогова, в конкурсе осталось одно место, и на него может претендовать отечественная "Брестская крепость", которая и так уже заявлена в "гала-премьерах". Но есть и пять других претендентов, список и имен которых не разглашается. Окончательный вердикт отборщики вынесут не раньше понедельника.
Откроет фестиваль картина "Женщины и мужчины" Клода Лелуша, который грозился приехать на фестиваль самолично и даже привезти с собой актрису, исполнившую главную женскую ролью
А закроет - Люк Бессон, который в этом году будет возглавлять судейскую коллегию, с фильмом "Невероятные приключения Адели Блан-Сек".