Согласно принятому недавно Госдумой и Советом Федерации закону, меняющему организационно-правовую деятельность образовательных учреждений, многие из них перейдут в статус новых бюджетных или автономных. О последствиях изменений для учреждений среднего профессионального образования столицы в интервью РИА Новости рассказывает заведующая лабораторией развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) Москвы Алла Бурмистрова.
- Алла Сергеевна, как вы оцениваете возможности учреждений среднего профессионального образования, появляющиеся в связи с принятием изменений в законодательстве?
- Принятый закон создает условия, усиливающие конкуренцию учреждений профессионального образования за потребителя. Он является стимулом для их ориентации на потребности общества. Тип учреждения определяет разную финансовую самостоятельность и, соответственно, ответственность учреждения.
Бюджетные учреждения получают более широкий объем прав и полномочий и практически уравниваются в них с автономными учреждениями. Они смогут заниматься деятельностью, приносящей доход, имея при этом полную государственную гарантию.
Для автономных учреждений предусматривается переход на принципы финансового менеджмента и гибкие формы бюджетного финансирования по результату, когда средства любой экономии (по оплате за воду, электроэнергию) могут расходоваться учреждением на заработную плату, обновление материальной базы и другое.
Учреждения получают преимущества в части планирования и организации финансовой деятельности. При этом становится возможным распоряжение финансовыми средствами не в жестко лимитированные сроки, а по необходимости.
- Какие колледжи окажутся в более выигрышном положении? Что здесь наиболее важно ‑ профиль, материально-техническая база?
- В лучшем положении, по предварительным оценкам, окажутся колледжи и техникумы, имеющие развитую внебюджетную деятельность. Это политехнические и технологические колледжи и отраслевые учреждения, ведущие подготовку по целому спектру образовательных программ, в том числе имеющие разветвленную систему модульных программ профессиональной подготовки. Таких колледжей немало уже сейчас. На их базе созданы ресурсные центры, в которых сконцентрированы инновационные технологические ресурсы и совершенная высокотехнологичная материально-техническая база.
Но при том, что степень материально-технической оснащенности играет большую роль в формировании конкурентоспособности образовательного учреждения, она не сможет существенно изменить его положение на рынке образовательных услуг без слаженной командной работы педагогического коллектива, проявляющего инициативу и открытого к инновациям.
- Много опасений высказывается по поводу недостаточности нормативно-правовой базы для перехода на новые формы…
- Действительно, нормативных документов пока недостаточно, необходимо ждать разработки ряда подзаконных актов. Пока неизвестен порядок формирования государственных заданий для бюджетных образовательных учреждений, порядок финансирования этого задания, порядок предоставления бюджетных инвестиций преобразованным учреждениям. Кроме того, в городе Москве должны разработать порядок отнесения имущества государственных учреждений к особо ценному, до 1 декабря Москва должна принять закон об изменении механизма финансирования бюджетных учреждений и еще 19 нормативных актов регионального уровня. Также в столице идет активная подготовительная работа, рассчитанная на весь период, определенный законом как переходный, до 2012 года. В настоящее время разрабатывается форма государственного задания и принципы его оплаты: очень важно проследить за тем, чтобы адекватно оценить услуги, оказываемые каждым учреждением.
- Как будет формироваться цена государственного задания в Москве?
- Этот вопрос пока не решен окончательно. Предполагается, что объемы бюджетных ассигнований, направляемых учреждениям, будут состоять из нескольких частей: финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг и инвестиций, грантов, программ развития учреждения. Предполагается, что во вторую часть будут входить затраты на капитальный ремонт, дорогостоящее оборудование и подобное.
Расчет объемов финансирования государственного задания на оказание образовательной услуги должен проводиться в соответствии с методическими рекомендациями Минфина РФ. При этом будут учитываться кластерные группы, сформированные в зависимости от затрат на реализацию образовательных программ (высокозатратные, среднезатратные и низкозатратные). В рамках указанных групп возможна дальнейшая дифференциация затрат.
В целом, мы работаем над тем, чтобы выделяемых учреждениям средств не стало существенно меньше, так как в настоящее время среднее профессиональное образование является социально ориентированным.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости