4 июня исполняется сто лет со дня рождения Кристофера Коккерелла, изобретателя судна на воздушной подушке.
Известный английский инженер-изобретатель Кристофер Коккерелл (Sir Christopher Sydney Cockerell) родился 4 июня 1910 г. в городе Кембридж (Великобритания). Его отец Сидней Коккерелл работал в Музее Фитцвильяма, а ранее был секретарем поэта и художника Уильяма Морриса.
В 1931 г. Кристофер Коккерелл окончил машиностроительный факультет Кембриджского университета и пошел работать в инженерную компанию, но затем снова вернулся в Кембридж, чтобы лучше изучить электронику.
Работая в компании Маркони в период с 1935 по 1950 гг., Кристофер Коккерелл внес огромный вклад в развитие авиационных систем радионавигации и систем связи. В течение этого периода он зарегистрировал 36 патентов.
Будучи инженером-конструктором, он поставил перед собой задачу попытаться увеличить скорость морского судна. Сначала он экспериментировал с воздушной смазкой корпуса, но сделал вывод, что существенное сокращение трения могло бы быть получено только тогда, когда корпус поддерживался бы на воде действительно толстой воздушной подушкой.
В 1953 г. Коккерелл начал работу над судном на воздушной подушке, выполнил свои начальные эксперименты на Оултон Броуд, Норфолк.
12 декабря 1955 г. он подал патентную заявку на периферийную сопловую схему для судовой воздушной подушки. Эта принципиально новая конструкция с воздушными струями, нагнетаемыми от окружности днища к его центру, в несколько раз повысила "подъемную силу" воздушной подушки и впервые сделала суда подобного типа пригодными практически.
Коккерелл назвал судно "hovercraft" ("парящий аппарат").
Он пересмотрел различные способы достижения устойчивости на воздушной подушке. В 1957 г. к нему пришла идея о применении гибкой юбки в кораблестроении, которая вызвала большое количество насмешек, потому что никто не мог предположить, что часть ткани способна поддерживать большое судно.
В 1958 г. Коккерелл нашел коммерческую поддержку. Первое выполненное в полный размер судно на воздушной подушке было построено и в 1959 г. пересекло пролив Ла‑Манш.
Появление аппарата SR‑N1 произвело сенсацию. Газотурбинные двигатели приводили в движение вентиляторы, которые закачивали воздух в пространство под днищем. Воздушная подушка была огорожена гибкой юбкой из прорезиненного материала.
Движение вперед обеспечивали авиационные пропеллеры, аппарат был очень маневренным и мог достигать скорости более 100 км/ч. Первый прототип весил 7 т. Большая версия аппарата могла перевозить более 400 пассажиров и 60 автомобилей.
В 1969 г. Коккерелл был посвящен в рыцари за заслуги в технике.
В 1970-х гг. он интересовался извлечением энергии из морских волн, пробовал изготавливать гидравлические устройства, которые могли бы в будущем использоваться для производства электроэнергии.
Скончался сэр Кристофер Коккерелл 1 июня 1999 г. в графстве Хэмпшир в возрасте 88 лет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников