В среду 2 июня «МегаФон» объявил о покупке 100% акций магистрального оператора «Синтерра». Однако в последние несколько лет «МегаФон» активно строит и собственные магистральные сети. Подробности строительства, а также для каких проектов «МегаФона» необходимы волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), озвучил в интервью РИА Новости первый заместитель гендиректора «МегаФона» по операционной деятельности Валерий Ермаков.
- Каковы последние цифры по протяженности магистральных сетей «МегаФона» и плановые показатели на конец 2010 года?
- Сейчас общая протяженность собственной магистральной сети компании составляет чуть более 22 тысяч километров. Еще 8 тысяч километров – наше зоновое волокно. Мы планировали, что общая протяженность магистральных каналов до конца 2010 года вырастет примерно до 36 тысяч километров, протяженность зонового волокна удвоится до 16 тысяч км. Сейчас, после завершения сделки по покупке одного из крупнейших российских магистральных операторов – ЗАО «Синтерра», мы, безусловно, проведем анализ присутствия сетей «МегаФона» и «Синтерры», после чего при необходимости будем точечно достраивать сети.
- Как Вы оцениваете нынешнее состояние транспортных сетей?
- Существующие сети всех российских мобильных операторов, на мой взгляд, не способны обеспечить лавинообразный прирост трафика передачи данных. Все сотовые операторы изначально строили сети под обработку голоса, а голосовой трафик в последние два года растет незначительно – 10-12% в год, тогда как в лучшие годы он удваивался и даже утраивался. Сейчас объем потребления зафиксировался, а вот трафик передачи данных растет действительно лавинообразно. Например, в прошлом году он вырос в более чем в три раза, а в апреле этого года по отношению к апрелю 2009 года мы зафиксировали десятикратный рост. Именно поэтому в прошлом году 35% всего нашего CAPEX (капитальных вложений – прим. ред.) было вложено в создание транспортных магистралей, ведь просто с покупкой оборудования «третьего поколения» без создания магистралей 3G на максимальных скоростях не заработает.
- Как будет модернизироваться существующая сеть компании?
- Наша цель – провести волокно к каждой базовой станции. И эта цель на сегодняшний день самая трудоемкая, потому что поставить базовую станцию на существующей площадке – технологически достаточно просто, а проложить волокно – задача непростая.
Мы всегда ориентировались на наиболее качественный и безопасный вид укладки волокна – канализацию. Сейчас будем анализировать расположение и пропускную способность сетей «Синтерры», только после этого можно будет с уверенностью сказать, где будет вестись строительство.
Волоконно-оптические линии связи позволяют нам обеспечить масштабируемость транспортной сети. Реализация идеи подключения каждой базовой станции в городах по волокну для нас важна потому, что это даст нам в перспективе возможность стать полноценным игроком на рынке широкополосного доступа и перейти на технологию LTE.
- Есть ли какие-то целевые показатели по увеличению емкости сети?
- Мы ставим себе цель подвести к концу 2011 года волокно ко всем нашим базовым станциям (имеются в виду те БС, которые будут работать с «третьим поколением», а в дальнейшем – с LTE). При этом, как я уже говорил, наши транспортные сети построены по принципу передачи голоса, у нас не было IP-сети. Если же перевести нынешний голосовой трафик в байты и сравнить его с трафиком передачи данных, то мы видим, что уже в прошлом году трафик передачи данных заметно превысил голосовой, а в 2010 году мы ожидаем, что голос в сети будет занимать лишь 1%. Очевидно, что для того, чтобы такой трафик пропустить, надо активно развивать собственные магистральные сети.
- У альтернативных операторов арендуете канализацию или возможны варианты покупки их сетей целиком?
- Мы либо арендуем канализацию, либо берем в аренду волокна, однако в последнем случае мы всегда переходим со временем на свои собственные каналы, что очень важно, потому что, только переходя на собственные каналы, мы можем серьезно влиять на себестоимость продукта. Есть и третий вариант работы с альтернативными операторами: они всегда заинтересованы в ресурсах, поэтому мы можем проложить кабель за свой счет, получив от них место в канализации, и часть ресурса отдать этому оператору, в чем он, как правило, заинтересован. Мы также можем покупать сети, не компании, а именно сети, но эти приобретения закладываются уже в другой бюджет.
- А как обстоит дело с организацией «последней мили»?
- Нам организовать «последнюю милю» гораздо проще, чем фиксированным операторам. Дело в том, что их сети состоят из ряда АТС, которые замкнуты своей волоконно-оптической транспортной сетью, а дальше от каждой АТС идут так называемые распределительные сети, то есть проложен кабель по конкретным направлениям в дома, затем в квартиры. У нас, при условии, что каждая базовая станция будет подключена по волокну, будет гораздо большее количество таких вот АТС, то есть мы окажемся фактически гораздо ближе к клиенту, чем любая АТС фиксированного оператора – они просто не могут строить столько АТС.
- Но для абонента это уже будет не фиксированный интернет, а мобильный, с соответствующими скоростями.
- С точки зрения доступа в сеть на уровне клиента нужно принципиально отделять Москву и Санкт-Петербург от других городов России. В столицах уже люди избалованы высокой скоростью и качеством, в то время как в прошлом году средняя скорость доступа в регионах была не более 500 килобит в секунду. Там работает максимум по два провайдера, а в 50% городов в регионах – и вовсе по одному. В этом году скорость там остается по-прежнему низкой, плюс для подключения необходима еще и линия. Это те реалии, в которых живут клиенты.
Получается что мобильные операторы, заходя в города с мобильным ШПД (широкополосным доступом – ред.), практически сразу перекрывают эту нишу. Сейчас надо «приучить» пользователя к мобильному ШПД, убедить его в том, что интернетом можно пользоваться не только с устройства, подключенного дома. Такое в свое время произошло с мобильным телефоном… То есть сейчас мы фактически меняем восприятие клиента, убеждаем, что интернет – это доступ через мобильное устройство. И постепенно, путем наращивания мощности наших каналов, будем увеличивать скорость доступа. Человек привыкает к мегабиту – надо дать два мегабита, если понятно, что и их мало – три мегабита.
- Какие маршруты строительства сейчас наиболее приоритетны для вас?
- Собственные сети «МегаФона» уже сейчас обеспечивают качественную связь на территории до Урала, сеть объединена единым транспортным кольцом. Поэтому сейчас для нас приоритетны такие направления, как Урал-Сибирь, Сибирь-Дальний Восток.
Наша цель - создать полноценную транспортную сеть на всей территории РФ, и на сегодняшний день никто, кроме нас, столько в транспортную сеть не инвестируют (в 2009 году общие инвестиции компании составили 1,5 миллиардов долларов, из них 35% были вложены в развитие ВОЛС). В прошлом году мы сохранили общий объем инвестпрограммы на уровне предыдущего, что в кризис было беспрецедентно. В этом году мы приобрели ЗАО «Синтерра». По данным аналитического агентства Frost & Sullivan группа компаний «Синтерра» занимает сейчас 20% российского рынка магистральных каналов связи.
- Ищете ли партнеров для передачи своих сетей на аутсорсинг?
- На аутсорсинг мы сейчас передаем лишь отдельные элементы сети. Я считаю, что пока российский рынок аутсорсинга находится в зачаточном состоянии, и на нем надо достаточно осторожно работать, чтобы не навредить качеству услуг, т.к. для нас качество и скорость – это конкурентные преимущества.
Россия в плане аутсорсинга довольно сильно отстает от Европы, но рынок подтолкнуть нельзя – операторы могут лишь создать спрос, который, в свою очередь, породит предложение, но это займет определенное время. При этом надо понимать, что рынок растет все медленней, конкурентная среда будет оставаться столь же высокой и для удержания выручки операторам нужно будет сосредоточиться на том, что никто кроме них не сможет сделать. А все, что можно передать будет на аутсорсинг с приемлемым качеством, операторы со временем будут передавать.