Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
British Petroleum, похоже, только сейчас начала понимать, чем грозит ей нефтяная катастрофа 20 апреля на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе и чем оборачиваются все те промашки (непонимание масштабов катастрофы, медлительность при ликвидации утечки нефти, неуклюжие попытки свалить всю вину на подрядчиков, поставщиков оборудования и пр.), которые она допустила в первые недели после катастрофы.
Руководство BP срочно запросило на 3 июня встречу с британским правительством и явно надеялось на самого премьера. Но получило только заместителя министра энергетики и по вопросам климата Чарльза Хендри (Charls Hendry). Даунинг-стрит, 10, очень холодно, заметила: «Совершенно ясно, что мистер Камерон (премьер Британии) обеспокоен ситуацией, но это, в общем и целом, дело компании».
Британскому премьеру действительно трудно было бы встречаться со «штрафниками», которые, кроме прочего, вызвали в Америке очередной рецидив антибританской неприязни. Американцы и так никогда особо не жаловали своих не в меру заносчивых британских кузенов, а теперь («спасибо BP») получили еще и возможность «потоптать» их за то, что они изгадили им все южное побережье. В Америке, от Нью-Йорка до Нового Орлеана, уже растет движение «бойкотировать BP», заправки BP уже метят «нехорошими» графити, а само название крупнейшего британского энергетического концерна (и четвертой по доходам компании мира) – чуть ли не нецензурное выражение.
Акции «Бритиш петролеум» за один только день 2 июня упали в цене на 13% (когда стало известно, что нефть не удастся остановить еще минимум месяц, а то и больше). В общей сложности концерн «подешевел» на 14 млрд фунтов стерлингов. За шесть же недель, прошедшие с катастрофы, рыночная капитализация компании ужалась на 42 млрд фунтов стерлингов. Все плохо у этой компании, которой уже 101 год, на которую работают по всему миру более 80 тысяч человек и которая имеет 22,5 тыс бензоколонок по всей планете. И будет еще хуже.
После того, как президент Барак Обама поручил министерству юстиции начать официальное уголовное расследование причин катастрофы, в лондонском Сити и «нефтяном сообществе» уже открыто заговорили о судьбе BP вообще. Оборот BP на конец 2009-го оценен в $239,3 млрд долларов, Из них чистая прибыль – $16,6 млрд.
Открытие «уголовного дела» на BP в США означает, что теперь могут быть приняты любые иски за ущерб, нанесенный в результате деятельности BP государству, природе, компаниям и частным лицам. Причем включая не только реальный физический ущерб, но и возможные неполученные будущие доходы.
По американским природоохранительным законам, штраф за утечку одного барреля нефти (159 литров) составляет $4300. Последние оценки говорят, что ежедневно в Мексиканский залив попадает от 12 до 19 тыс баррелей. Оценки, конечно, весьма приблизительные.
Уже известно, что против BP подготовлено более 30 рпт 30 тысяч (!) исков от бизнеса (рыбаки, владельцы гостиниц, турбизнеса и пр.) за ущерб их бизнесу в результате утечки. Говорят, что реально общая сумма компенсаций может приблизиться к 40 млрд фунтов стерлингов. А ведь еще даже не определена приблизительная стоимость исков от родственников 11 погибших во время взрыва на платформе нефтяников. В Америке эти цифры могут быть какими угодно – от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов.
Сама компания уже истратила на попытки залатать дыру под водой и очистку акватории 1 млрд фунтов стерлингов. Поскольку нефтью загрязнено в общей сложности 29 тысяч квадратных миль моря, то эксперты утверждают, что общая цифра затрат BP на эти операции может возрасти до 12 млрд фунтов стерлингов.
Все это уже привело к тому, что рыночная капитализация компании сократилась со $122 млрд до $80 млрд. Сейчас уже ясно, что BP не сможет выплатить своим акционерам дивиденды в ожидаемом виде. И долги ей придется перераспределять (более 10 млрд фунтов стерлингов).
Дела обстоят сейчас настолько серьезно, что в лондонском Сити и в финансовых кругах США уже заговорили о близости если и не полного краха BP – компании такого масштаба даже от таких катаклизмов не разрушаются – а о возможности либо раскола «Бритиш Петролеум» на несколько отраслевых компаний, либо, вообще, о ее слиянии (или поглощении) главным и давнишним конкурентом Royal Dutch Shell (крупнейшая мировая нефтегазовая компания).
В любом случае, BP почти наверняка грозит лишение лицензий на проведение поисковых и добывающих операций на территории Соединенных штатов. А это будет ударом, от которого навряд ли можно оправиться: как-никак 40% всех доходов BP получает именно в США. Министр внутренних дел США Кен Салазар (в ведении министерства находятся все национальные парки, защита окружающей среды и пр. – оно будет «главным обвинителем» BP по всем экологическим искам от имени правительства США), уже прямо заявил, что «на карту поставлена жизнь» BP в Америке.
Самые горячие головы в американском конгрессе вообще призывают сейчас администрацию Обамы ввести полный запрет на операции BP на американском континенте и в его водах. А бывший министр труда в администрации Билла Клинтона Роберт Рейх и вовсе потребовал национализировать все авуары компании в США до тех пор, пока она не устранит утечку, не ликвидирует последствия и не выплатит компенсации по всем без исключения искам.
«Бритиш петролеум» уже припомнили, что она не просто нарушитель, а нарушитель-рецидивист. В 2005-м на нефтеперерабатывающем заводе компании в Техасе произошел взрыв, в результате чего погибли 15 человек. В 2006-м на нефтепроводе BP на Аляске случился прорыв и утечка нескольких десятков тысяч барррелей нефти. В обоих случаях подвела техника безопасности.
В лондонском Сити считают, что дни BP в том виде, в каком она существовала до катастрофы, уже сочтены. И серьезно поговаривают о том, что BP действительно либо раздробится, либо сольется со своим главным антагонистом Royal Dutch Shell. И это вовсе не беспочвенные гипотезы. Малоизвестный факт: BP уже дважды начинала переговоры о слиянии со своим англо-голландским соперником. Первый раз это было в 2004-м, а второй раз в 2007-м. По словам бывшего главы BP, лорда Брауна, это помогло бы увеличить чистую прибыль новой компании на $9 млрд в год. Против этого тогда выступили многие члены руководства BP. Теперь, похоже, им придется быть попокладистей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции