МОСКВА, 3 июн - РИА Новости. Наиболее эффективные годы преподавания приходятся на первую треть карьеры математиков, доказали ученые, что пока не нашло своего объяснения, однако может быть справедливо и для преподавателей многих других специальностей, сообщается в статье, опубликованной в четверг в журнале Nature .
Авторы исследования, группа ученых под руководством Луиса Амарала (Luis Amaral) из Северо-Западного университета в США, в своей работе опирались на так называемое генеалогическое древо математиков, составленное в рамках проекта "Математическая генеалогия" и содержащего в себе данные о более чем 7 тысячах математиков, живших в периоды истории от Исаака Ньютона и до настоящих дней. При этом, "предком" каждого конкретного математика в этом древе считается руководитель его кандидатской диссертации.
Ученые с помощью этого древа показали, что чем дальше продвигается карьера математика как ученого и преподавателя, тем хуже он справляется со своими задачами наставника.
Так, число учеников у математиков, подготовленных учеными в последней трети их карьеры, на 31% ниже, чем в среднем по древу, тогда как математики, подготовленные молодыми учеными, становятся в свою очередь наставниками на 37% чаще, чем в среднем. При этом, лучшие математики, входящие в Национальную академию наук США, имеют больше учеников, чем остальные.
Ученые установили, что, в среднем, по древу число подопечных у одного математика за всю его карьеру примерно равно десяти и оно не менялось даже в годы мировых войн, экономических потрясений, холодной войны и волн эмиграции.
При этом количество учеников у математиков оказывалось тем выше, чем меньше подопечных было у их наставника.
"Видимо, это особенность нашей культуры, когда, становясь важной персоной, вы становитесь кураторами для все большего и большего количества людей, что уменьшает время, выделяемое на воспитание каждого конкретного человека. Это приводит к негативным последствиям", - сказал ведущий автор исследования Дин Малмгрин (Dean Malmgren), слова которого приводит пресс-служба Северо-Западного университета в США.
"Причины найденных нами закономерностей пока непонятны, но эти данные заставляют задаться многими вопросами, касающимися наставничества и связанных с ним вещей", - сказал соавтор публикации профессор Хулио Оттино (Julio Ottino).
Наставничество играет важную роль не только в математике, но и во многих других областях, выходя за рамки науки в экономику, спорт и военное дело.
"Связан ли успех учеников с их способностями, или все зависит от преподавателя? "Математическая генеалогия" - это прекрасный инструмент для изучения этого вопроса и он показал, что наставничество действительно играет важную роль", - подытожил Амарал.