Рейтинг@Mail.ru
Великорецкий крестный ход. Справка - РИА Новости, 02.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Великорецкий крестный ход. Справка

Читать ria.ru в
Дзен
Великорецкий крестный ход с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца проходит ежегодно с 3 по 8 июня в Кировской области. Это один из самых продолжительных, древних и многолюдных крестных ходов в России.

Великорецкий крестный ход с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца проходит ежегодно с 3 по 8 июня  в Кировской области. Это один из самых продолжительных, древних и многолюдных крестных ходов в России.

Длина Великорецкого крестного хода около 150 км. Его маршрут: Киров (Вятка) – река Великая (с. Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) – Киров (Вятка).

Ход собирает десятки тысяч паломников со всей России и ближнего зарубежья. В 2009 г. в нем приняло участие около 40 тысяч человек.

Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением иконы святителя Николая Чудотворца на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым в 1383 г. Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню, которая стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту.

В 1392 г. образ был отправлен в город Хлынов, названный затем Вяткой, а позже – Кировом. Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли – Великорецкий крестный ход.

В XVI в. по велению царя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву, с нее были сделаны многочисленные списки.

В Хлынов вятская святыня возвратилась в 1557 г., богато одаренная государем.

В 1668 г. указом преосвященного Александра, архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня по новому стилю). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 г. песнопения этой службы вновь зазвучали на берегах реки Великой.

Изначально Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 г. побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в древние вятские села Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское и в них совершая молебны.

Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как людей, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

В начале ХХ в. в проводах иконы стал принимать участие военный оркестр.

Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. В 1918 г. советским правительством был издан декрет, в соответствии с которым религиозные шествия допускались лишь с письменного разрешения местной Советской власти. В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий и 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев.

В 1930 г. Великорецкий крестный ход был запрещен, в 1935 г. при разрушении вятского Троицкого кафедрального собора чудотворная икона была утрачена.

Исчезновение иконы послужило поводом к прекращению крестного хода, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество.

Паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая.

В 1959 г. впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую.

В апреле 1978 г. на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепель) (ныне митрополит Вятский и Слободской). В 1989 г. архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. Власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили, но крестный ход – нет.

Было предложено совершить крестный ход от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. 6 июня 1989 года на берегу реки в походной церкви впервые после многолетнего перерыва зазвучали песнопения Божественной литургии. Службу совершал архиепископ Хрисанф с собором Вятского духовенства.

Уже в 1992 г. крестный ход пошел своим историческим путем.

В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим указом присвоил крестному ходу статус всероссийского.

С каждым годом Великорецкий крестный ход становится многолюдней, несмотря на то, что распорядок крестного хода очень трудный.

Три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 км пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то по асфальтной трассе. Почти полную неделю надо идти часов по 16-18, ложиться в 10-11, в 01.00 вставать, в 02.00 выходить.

Каждый год здесь собирается более пятнадцати тысяч паломников. По сложившейся уже традиции, литургию на берегу реки Великой совершает митрополит Вятский и Слободской Хрисанф.

Особую праздничность богослужению придает пение архиерейского хора. После службы под звон колоколов крестный ход идет на источник, совершается водосвятие и крещение желающих. Многие паломники считают своим долгом окунуться в воды святого источника. Для них возле надкладезной часовни устроена удобная деревянная купальня. Этот новый обычай прочно вошел в традицию Великорецкого крестного хода.

По окончании торжественных богослужений в Великорецком крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь возвращения в Вятку.

Крестный ход с иконой проходит по улицам города от Свято-Серафимовского собора, где ныне хранится Чтимый список Великорецкой иконы, посещая Успенский Трифонов монастырь, Спасский собор, Михайловскую часовню, приходит в село Макарье (ныне в черте города). Здесь жители города прощаются со своей святыней, отпуская ее в далекое путешествие.

8 июня икону торжественно встречают в Вятке. Городское духовенство с прибывшими паломниками и горожанами выходит с крестным же ходом навстречу. По сложившейся традиции встреча двух крестных ходов и их слияние происходит на мосту над рекой Вяткой.

После молебна в храме Новомучеников и Исповедников Российских крестный ход по улицам современного города отправляется в Серафимовский собор, посещая по пути новопостроенный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В течение всего года Великорецкий образ остается центром благоговейного почитания. В Серафимовский собор прибывают паломники из разных мест. Духовенство служит молебны и акафисты.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала