Католическая церковь отмечает Праздник Тела и Крови Христовых, в 2010 г. этот день приходится на 3 июня. Праздник, именуемый по латыни "Corpus Christi", празднуют во всем католическом мире, где он является выходным.
Торжество Пресвятого Тела и Крови Христовых отмечается ежегодно в четверг после Троицы – в такой же день недели, когда Христос установил Таинство Евхаристии – и является торжественным празднованием по сравнению с ежедневной святой Мессой.
Католическая церковь рассматривает евхаристию (таинство причащения) как священный дар, оставленный Христом своей церкви, установленный во время последней вечери. Жертва, принесенная Иисусом под видом хлеба и вина в Иерусалимской горнице – это своеобразная "форма", в которую жертва крестная облекается в жизни Церкви. Святое причастие – это участие верующих в жертве Христа, которое помогает им уподобиться Сыну Божьему.
Торжество Пресвятого Тела и Крови Христа в память установления и дара Св. Евхаристии было введено Папой Урбаном IV в 1264 г. его буллой "Transiturus", вслед за евхаристическим чудом, свершившимся в церкви Санта Кристина в Больсене.
Священник из Богемии, совершая паломничество в Рим, остановился в Больсене, где собрался совершить Святую Мессу. Однако, имея сомнения в реальном присутствии Христа в Св. Евхаристии, он попросил Господа о знаке. Чудесным образом во время Мессы из гостии (евхаристический хлеб в католицизме) пошла кровь.
Папа Урбан IV сделал этот праздник общецерковным, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе.
Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский (ок. 1258 г.), в его секвенции "Lauda Sion Salvatorem" изложено учение о реальном присутствии Тела и Крови Христа в Святых Дарах в согласии с Summa Theologica. Текст этой службы считается одним из красивейших в римском Бревиарии (краткая литургическая книга).
Праздник, по происхождению чисто религиозный, со временем стал во многих странах поистине народным праздником, в котором соединились строгая обрядность церковной службы, церемониальное шествие и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств. Существует красивая традиция – во время процессии разбрасывать лепестки цветов.
Отличительным моментом этого праздника является торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Возглавляют ее священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане. Первые упоминания о процессии относятся к XIII веку, очевидно, они возникли почти одновременно с самим праздником. В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников