Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Ученый совет государственного университета – Высшей школы экономики решил восстановить нормальную очную дневную аспирантуру, такую, какая была повсюду в советские времена. Пока ВШЭ будет платить аспирантам стипендии за счет своих фондов. В дальнейшем руководители университета намерены добиваться государственного финансирования этой программы, и не только для себя, но и для всех ведущих вузов страны.
Как сказал ректор Вышки Ярослав Кузьминов на пресс-конференции в РИА Новости, в России «аспирантура фактически уничтожена» и нет никакой разницы между очной и заочной формой обучения, при том, что эффективность заочного образования всегда была крайне низкой.
Сегодняшние аспиранты получают от государства символическую стипендию в размере 1500 рублей, которую Кузьминов назвал «форменным издевательством».
Жить на эти деньги нереально, приходится крутиться, искать заработки, и на занятия наукой просто не остается времени. Толковой, серьезной диссертации в таких условиях не напишешь. И сколь бы ни были высоки требования в той же ВШЭ к претендентам на ученую степень, качество диссертаций неуклонно падает. А многих приходится попросту отчислять. В прежние годы было совсем по-другому. Я сам учился в аспирантуре и помню, что это считалось весьма престижным. Мест не хватало на всех желающих сдать кандидатский минимум. Мы даже переделали латинскую поговорку per aspera ad astra – через тернии к звездам – в per aspera ad aspirantura. И пробиваться туда на самом деле приходилось «через тернии».
В СССР аспирант три года получал от государства стипендию от 85 до 100 рублей. Деньги небольшие, но при условии небольшой подработки, на них можно было прожить. И при этом оставалось более чем достаточно времени и сил на написание качественной диссертации.
После распада Союза и рыночных реформ в России государство решило сбросить с себя эти лишние финансовые расходы, хотя не до конца, и продолжает зачем-то платить мизерную стипендию. Результатом стал, по словам Кузьминова, «провал российской науки», а также полная девальвация научных степеней. «Диссертацию и право называться кандидатом или доктором наук покупают теперь для солидности, как новый пиджак», – сообщил ректор ВШЭ. Причем никто таких кандидатов и докторов не считает за ученых.
Высшая школа экономики ставит своей целью преодолеть эту безрадостную ситуацию и вернуть престиж научным степеням. Ради этого ученый совет вуза и принял программу по восстановлению аспирантуры полного дня.
Осенью этого года в аспирантуру будут приняты первые 25 человек, и не только из бывших студентов Вышки, которые будут получать стипендию в 25 тысяч рублей. Кроме того, они будут дополнительно зарабатывать по 15-20 тысяч рублей в месяц как стажеры, ассистенты и преподаватели. Планируется увеличить вдвое их число в 2011 году и довести до 75 в 2012-м.
Начинать преподавательскую работу в вузе – это будет не право, а обязанность аспирантов. Дело в том, что руководители ВШЭ закончили советские вузы, сами учились в аспирантуре и не могут не помнить, что этот период еще называли «низкооплачиваемым трехгодичным отпуском». Грубо говоря, было совсем нетрудно все три года формально писать и переписывать, а затем редактировать одну первую главу диссертации, а фактически бить баклуши. Так вот, чтобы этого больше не было, аспирантов Вышки постараются загрузить и учебой, и работой.
Кузьминов рассказал, что недавно встречался с ректорами многих самых крупных университетов – МГУ, Санкт-Петербургского, технического имени Баумана и так далее – и поделился с ними планами по возрождению аспирантуры в полном объеме. В ответ он получил единодушную поддержку, не прозвучало ни одного аргумента против этой программы.
Естественно, ее реализация по карману далеко не каждому учебному заведению. И группа ведущих ректоров будет готовить совместные предложения правительству, чтобы полностью перевести эту программу на бюджетный уровень. Для начала, по мнению проректора ВШЭ Сергея Рощина, можно было бы в десять раз сократить число российских аспирантов – их сейчас всего 30 тысяч – и, соответственно, повысить в десять раз стипендию каждого. Как писал в свое время Ленин, «лучше меньше, да лучше».
Впрочем, госчиновников еще придется долго убеждать в эффективности инициативы ВШЭ. Пока же она остается, по нашей старинной традиции, просто экспериментом, который может себе позволить богатый благополучный столичный вуз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции