2 июня исполняется 55 лет со дня основания научно-исследовательского полигона номер 5, более известного как космодром "Байконур".
Комплекс "Байконур" – международный космический порт, обеспечивающий реализацию российских и международных космических программ.
В состав комплекса входят территория космодрома и город.
Свое существование комплекс начинал как научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны СССР, впоследствии стал международным космическим портом.
В 1954 г. была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр (по-русски, Байконур).
Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более 300 солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.
12 февраля 1955 г. было принято совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), который с самого начала предназначался как для испытания боевых ракет, так и для исследований в области космической техники.
Для дислокации полигона был отведен значительный участок полупустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана – Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва-Ташкент.
Район формирования полигона в первой половине 1955 г. имел условное наименование "Тайга".
В русском языке не было слова "космодром". Новый строительный объект называли просто "экспериментальный диапазон".
В январе 1955 г. на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство.
Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями (летом температура выше +40 С, а зимой ‑ ниже ‑30 С) и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов.
Изначально военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая 1955 г. было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.
Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5‑го Научно-исследовательского испытательного полигона.
Строившийся городок несколько раз менял название: Ташкент-90, поселок Тюра-Там, поселок Заря, поселок Ленинский, город Ленинск и, наконец, в 1995 г. получил наименование город Байконур.
Главными объектами строительства были старты для межконтинентальных баллистических ракет и технические сооружения космодрома.
20 июля 1955 г. строительные части приступили к работам по сооружению старта площадки № 1. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45 м, длиной 250 м и шириной более 100 м, поднять более 1 млн. кубометров грунта и уложить более 30 тысяч кубометров бетона.
Работы проводились круглосуточно. Уже через четыре месяца первое стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус на площадке №2.
Первой ракетой, которая испытывалась на полигоне, была межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, разработанная в ОКБ-1 Сергея Королева. Наземный стартовый комплекс был создан Конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством Владимира Бармина.
К началу летных испытаний Р-7 на обширной территории полигона по трассам полета и на полях падения головных частей был сформирован измерительный комплекс полигона.
15 мая 1957 года состоялся первый пуск МБР Р-7, а 4 октября 1957 г. специалистами космодрома был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.
12 апреля 1961 г. боевой расчет полигона совместно с представителями предприятий промышленности подготовил и провел запуск космического корабля "Восток" с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту.
Для обеспечения секретности полигона был построен мнимый космодром около поселка Байконыр, расположенный в 350 км севернее железнодорожной станции Тюра-Там, на северных отрогах хребта Алатау в Казахстане. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом.
А после 12 апреля 1961 г. 5-й НИИП получил открытое название "Космодром Байконур" (для публикаций в прессе и т.п. целей).
В последующие годы с Байконура были запущены первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны, Венеры, космические корабли-спутники. С космодрома были осуществлены пуски всех отечественных космических кораблей ("Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Буран") и орбитальных станций (серия "Салют", "Мир"), а также других космических аппаратов.
На экспериментальной испытательной базе полигона были отработаны боевые ракетные комплексы конструкторских бюро Сергея Королева, Василия Мишина, Валентина Глушко, Михаила Янгеля, Владимира Уткина и Владимира Челомея с ракетами Р‑7, Р‑7А, Р‑9, Р‑9А, Р-36 (М, М1, М2), Р-36орб, УР-200, УР-100(Н, М), МР УР-100 (М).
Постепенно расширяясь, Байконур занял площадь в 6 717 кв. км (без учета полей падения). Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Казахстана, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн га выведенных из обращения земель.
После распада СССР космодром оказался на территории Республики Казахстан. В 1994 г. был подписан договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодно уплачиваемую Казахстану арендную плату. Срок аренды был установлен в размере 20 лет. В 2004 г. этот срок аренды был продлен до 2050 г. Стоимость аренды космодрома составляет 115 млн долларов в год.
Еще около 170 млн долларов ежегодно перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города Байконур.
В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ", автоматических грузовых кораблей "Прогресс-М", вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных космических аппаратов на геостационарную орбиту.
В состав технического комплекса космодрома Байконур, расположенного в 40 км от г. Байконура, входят технические позиции орбитального корабля, ракеты-носителя и многоразового ракетно‑космического комплекса, а также средства энергоснабжения, связи, сбора и передачи информации, инженерные сети, транспортные коммуникации и жилая зона.
Наземная инфраструктура космодрома:
– 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей;
– 4 пусковых установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет;
– 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, а также 3 заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами;
– измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля и управления полетом ракет-носителей, а также обработки телеметрической информации;
– кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 т криогенных продуктов в сутки;
– тепло-электроцентраль на 60 мгВт;
– газотурбинный энергопоезд на 72 мгВт;
– 600 трансформаторных подстанций;
– 92 узла связи;
– 2 аэродрома 1‑го класса ("Крайний" и "Юбилейный" на МКС "Буран");
– 470 км железнодорожных путей (спец.пути – 40 км);
– 1 281 км автомобильных дорог;
– 6 610 км линий электропередачи;
– 2 784 км линий связи.
На космодроме функционирует 15 предприятий, филиалов и центров испытаний ведущих предприятий космической отрасли России, обеспечивающих полный цикл предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов и объектов наземной космической инфраструктуры и проведение пусков.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников