Об итогах работы «Владимирского хлебокомбината» за последний год, об отношении хлебопеков к инновациям и государственной политике на этом рынке в интервью РИА Новости рассказал управляющий ОАО «Владимирский хлебокомбинат» Владимир Шинаков.
- Владимир Геннадьевич, «Владимирский хлебокомбинат» по итогам Всероссийского конкурса РСПП назван одним из лучших предприятий страны в 2009 году. Как удалось этого добиться?
- Действительно, «Владимирский хлебокомбинат» получил Диплом победителя Всероссийского конкурса «Лучшие предприятия. Динамика, эффективность, ответственность – 2009» в номинации «За устойчивое развитие организации» и, таким образом, вошел в число 34 лучших предприятий России, отмеченных РСПП. Эта награда – результат напряженной и планомерной работы последних лет: мы реконструировали предприятие, установили высокопроизводительное оборудование и усовершенствовали технологию. Если объем производства в 2000 году был порядка 30 тысяч тонн в год, то в 2009 году - уже 52 тысячи тонн хлебобулочных изделий, а их ассортимент вырос с 30 до 130 позиций.
Несомненными плюсами в организации нашей деятельности стали выстроенная до мелочей система доставки продукции до потребителя, создание эффективной службы управления персоналом, внедрение и использование контрактной системы для сотрудников, постоянная их мотивация.
Замечу, что практически вся прибыль предприятия идет на развитие производства, инвестиционные вложения, в том числе, с привлечением долгосрочных кредитных ресурсов. В результате более чем на 3,5% выросла производительность труда, растут показатели финансовой устойчивости и деловой активности предприятия, рентабельности продаж.
Если говорить о резервах, то они, прежде всего, в сокращении издержек, дальнейшем увеличении производительности труда, внедрении новых линий по производству как снэковых (легкая закуска, продукция для быстрого употребления) изделий, так и традиционных русских пряников и сухарей. Мы и в дальнейшем будем внедрять в производство инновационные технологии, увеличивать выпуск продукции, не используя при этом химические добавки и улучшители.
- Вы упомянули об инновационных технологиях, а ведь многие думают, что в такой традиционной сфере как хлебобулочное производство, вряд ли найдется место для кардинальных инноваций.
- На самом деле, современное производство хлебобулочных изделий – это сложный высокотехнологичный процесс, который требует самых передовых решений. Только за последние годы мы закупили и установили несколько образцов самого современного и высокопроизводительного оборудования. Была введена в строй механизированная линия - уже вторая - по производству мелкоштучной продукции. Хлебокомбинат одним из первых в России установил самую современную линию по производству батонов. Удачно спроектированная, оснащенная французским, немецким и словенским оборудованием, она полностью роботизирована – начиная от замеса теста до упаковки. Тот факт, что при производстве хлеба на всех этапах практически не задействованы люди, гарантирует особую чистоту и точность процесса. Мощность линии - 50 тонн в сутки.
В настоящий момент хлебокомбинат приступил к монтажу приобретенной в США и не имеющей аналогов в России автоматизированной линии по выпуску бараночных изделий. Она позволит выпускать около 600 тонн продукции в месяц без использования консервантов и улучшителей, со сроком хранения до 12 месяцев. Мы значительно усовершенствовали и упаковочное оборудование.
- Вы также говорили о резком росте ассортимента – с 30 до 130 наименований за последние годы? Как делается выбор в пользу того или иного вида продукции?
- Наше предприятие имеет около 400 сертификатов на производство продукции. Это и традиционные сорта хлеба, мелкоштучные изделия, диетическая хлебобулочная продукция, сушки, баранки, пряники, сухари и многое другое. Мы первыми в России освоили выпуск йодсодержащего хлеба. В рамках программы «Здоровье через хлеб» начали выпуск новой серии булочных изделий лечебно-профилактического назначения с добавлением натуральных витаминных добавок.
Естественно, перед принятием решения о запуске в производство нового продукта проводятся исследования рынка, тенденций и путей его развития. Анализируется опыт зарубежных коллег, количественные и качественные исследования потенциальных покупателей и потребителей новых продуктов. Далее проводится тестовый выпуск изделия и принимается решение о его производстве.
– Можно ли приобрести изделия комбината за пределами Владимирской области?
– Конечно. Владимирский хлебокомбинат на протяжении многих лет снабжает жителей Центрального региона, в том числе и москвичей, свежими хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Мы ищем своего покупателя и в других городах, областях России - от Калининграда до Новосибирска. Наша продукция распространяется также в ряде зарубежных стран: в Туркменистане, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Канаде, Израиле, США и Германии.
- Как вам удается привлечь покупателей из столь дальнего зарубежья и на таких развитых рынках, как, скажем, Канада или Израиль?
- «Владимирский хлебокомбинат» принимает активное участие в международных ярмарках и выставках, проводимых как в России, так и за рубежом, где происходит первоначальное знакомство с потенциальными покупателями. В дальнейшем, в результате переговоров определяются условия сотрудничества, заключаются соглашения. Кроме того, Владимир является крупнейшим туристическим центром, входящим в «Золотое Кольцо» России. Были случаи, когда именно интерес со стороны туристов становился началом для бизнес-контактов. Поиск клиентов происходит также через Интернет.
Наши покупатели знают и о высоком качестве нашей продукции – оно подтверждается многочисленными наградами. Упомяну некоторые: «Золотой знак качества» за участие в программе «100 лучших товаров России», целый ряд наград ежегодных международных выставок «Продэкспо», дипломы с международной кондитерской выставки в Кельне (Германия). Пять раз комбинат признавался лучшим предприятием во Владимирской области. ОАО «Владимирский хлебокомбинат» имеет свидетельство Торгово-промышленной палаты о внесении в негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей с надежным финансовым и экономическим положением.
- Какова, на Ваш взгляд, должна быть государственная политика по отношению к производителям хлебобулочной продукции?
- Хлеб – продукт социально значимый, и при этом процесс его производства очень трудоемкий. Несмотря на это, в России одни из самых низких цен в мире на хлеб: рентабельность производства хлебобулочных изделий в среднем по стране составляет 5-7%. Кроме того, качество выпускаемого сейчас хлеба во многом уступает качеству хлеба, который выпускался в Советском Союзе – если тогда вся продукция производилась по ГОСТам, то сейчас производство не столь регламентировано, что не могло не сказаться на качестве.
Государство, на мой взгляд, может более активно участвовать в контроле над качеством хлеба, а ценовая политика должна быть более гибкой, то есть учитывать необходимость развития хлебобулочного бизнеса – ведь износ основных фондов по отрасли превышает 75%! Отрасли нужны льготные инвестиции, льготное налогообложение, нужна программа государственной поддержки.