МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Один из главных литературных кумиров шестидесятых, поэт Андрей Вознесенский, который в последние годы тяжело болел и перенес две операции, скончался во вторник у себя дома, в Переделкино. В Переделкино его и похоронят - так решила жена, писательница Зоя Богуславская. В пятницу, 4 июня, с Вознесенским можно будет попрощаться в Центральном доме литераторов.
Знамя независимости
Вознесенский был огромной поэтической и политической фигурой, убежден писатель Виктор Ерофеев, вместе с Вознесенским делавший самиздатовский альманах "Метрополь" (1979).
"Его присутствие очень укрепляло нас, еще гаврошей, а он своим авторитетом держал баррикаду. Андрей преобразил русское слово, вывел его из тюрьмы советской", - вспоминает Ерофеев.
По его словам, поэтический и политический облик Вознесенского складывался не только из самих текстов, но и из того, как он читал стихи, отдавая энергию слушателю, и как реагировал на него зал.
"Не зря Хрущев именно в него нацелил свой кулак. Не зря он был символом русской свободы, который выстоял, укрепился духом и всегда был на стороне независимых", - подчеркнул Ерофеев.
"В то время поэты собирали тысячи, десятки тысяч людей. Тогда общество интересовалось, куда оно идет", - сказал Юрий Любимов, худрук Театра на Таганке, сделавший два легендарных спектакля по текстам Вознесенского, с участием Владимира Высоцкого - "Антимиры" (1965) и "Берегите ваши лица" (1970).
Любимов объяснил, что Вознесенский, наряду с Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко и другими знаменитыми поэтами тех времен - "людьми очень умными и одаренными" - нес свое мнение, противостоял, а это было очень важно.
Священство атомного века
Писатель и публицист Дмитрий Быков утверждает, что личность Вознесенского имела не меньшее значение, чем его стихи: поэт прожил удивительно чистую и цельную жизнь, что в наш век можно считать чудом.
"Я не могу вспомнить в его поколении человека, которому настолько нечего поставить в вину. Даже на трибуне, когда на него орал Хрущев, он умудрялся разговаривать исключительно достойно, хотя на глазах у всего мира происходила фактически историческая расправа над ним. Это касается и его поведения в 80-е, в 90-е, когда гораздо труднее было сохранить какие-то нравственные ориентиры, потому что они вообще были утрачены. А его нравственный компас по-прежнему оставался безупречен", - сказал Быков.
"Я думаю, что он продолжает религиозную, литургическую традицию, потому что был на это ориентирован благодаря своей священской фамилии - только это священство атомного века", - добавил он.
Писатель Андрей Битов убежден, что в имени и фамилии человека зашифрована его судьба.
"Андрей - имя данное и Вознесенский - имя родовое соединились с самого начала в замечательные слова, в зарево и озарение. А теперь его имя соединится с родовым окончательно, поскольку Вознесенский, безусловно, принадлежит к священническому роду. И это вознесение", - сказал Битов.
Колдовские слова
Андрей Вознесенский прославил свою страну, свою культуру и свой язык, убежден режиссер Марк Захаров, поставивший в "Ленкоме" знаменитый музыкальный спектакль "Юнона и Авось" (1981) на слова Вознесенского.
"Он умел со словами обращаться как-то по-своему, как никто другой - свинчивал, взбивал, колдовал каким-то волшебным образом. Слова становились то угловатыми, то обжигающими, то ласковыми, несли то надежду, то отрицание", - сказал Захаров.
"Он сочинил такие стихи, которые вознесли его на высокую орбиту. Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления", - добавил режиссер.
Неувядающий букет
Вместе с тем, Вознесенский был известен не только как тончайший поэт, получивший благословение у самого Пастернака, но и как автор популярнейших эстрадных вещей - например, "Миллиона алых роз", написанного Раймондом Паулсом по заказу Любови Дубовцевой с радио "Маяк".
"Он обессмертил свое имя своим творчеством, и в моей душе ниогда не увянет тот миллион роз, который он мне подарил", - призналась Алла Пугачева, добавив, что кончина Вознесенского стала для нее огромной потерей.
Большим ударом смерть Вознесенского стала и для Раймонда Паулса. "Это удар по всей русской культуре. Вознесенский был великим поэтом и настоящим интеллигентом, с ним было приятно общаться и работать, я его очень увжал", - сказал Паулс.
Рок-поэт
Композитор Алексей Рыбников, написавший рок-оперу "Юнона и Авось" по предложению Марка Захарова, утверждает, что Вознесенский в шестидесятые годы был не меньшим кумиром, чем Джон Леннон или Пол Маккартни.
"Он, как и появившиеся тогда "Битлз", был своеобразным рок-поэтому, собиравшим стадионы не меньше, чем битлы", - отметил Рыбников, добавив, что при этом Вознесенский всегда оставался мягким, благородным, интеллигентным человеком.
"Я очень хочу сейчас написать музыку и сделать так, чтобы она прозвучала со стихами Вознесенского", - признался композитор.
Скорбящие импульсы
"Мы писали с Андреем друг другу разные посвящения, и в своем посвящении я писала, что опережу Андрея. Я ошиблась. Человек не может это знать", - сквозь слезы призналась Белла Ахмадулина, добавив, что она соболезнует всем людям, любившим Андрея Вознесенского, и прежде всего - его вдове, Зое Борисовне Богуславской.
"Всем, кто любил и любит Андрея, я посылаю приветствие моей души, внимание, силы ума и сердца и все мои скорбящие импульсы", - сказала Ахмадулина.
Соболезнования в адрес Зои Богуславской поступали от президента РФ Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, российских парламентариев и общественных деятелей. Слова скорби передавали со всего мира - от Франции до Грузии.
Биография
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку, тот пригласил его в гости. Так определилось будущее Вознесенского. Правда, учился он все-таки не в литературном, а в архитектурном институте, окончание которого отметил стихами: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!..".
Вознесенский начал публиковаться с 1958 года и сразу подвергся резкой критике. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев в запале кричал ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!". Однако опала не стала окончательной: в итоге Вознесенский получил возможность не только печататься, но и ездить за границу - во Францию, Германию, Италию, США, где его высоко ценили и много переводили. В ходе поездок Вознесенский познакомился с Артуром Миллером и Мэрилин Монро, Алленом Гинзбергом и Жаном-Полем Сартром, Пабло Пикассо и Мартином Хайдеггером.
В 1964 году вышел сборник "Антимиры", годом позже превращенный в спектакль Театра на Таганке, в 1966 году - "Ахиллесово сердце", затем, в 1970 году - "Тень звука", в 1972 году - "Взгляд", в 1974 году - "Выпусти птицу!", в 1975 году - "Дубовый лист виолончельный", в 1976 году - "Витражных дел мастер", в - 1979 "Соблазн".
В 1979 году Вознесенский принял участие в самиздатовском альманахе "Метрополь".
В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть "О", в 1984 году - книгу "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987 году - книгу "Ров. Стихи и проза", в 1990 году - "Аксиому самоиска", в 1991 году - "Россiя, Poesia".
В 1968 году появилось первое музыкальное произведение на тексты Вознесенского - "Поэтория" Родиона Щедрина, которую сам композитор определял как "концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра". В 1981 году Алексей Рыбников написал на слова Вознесенского рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставил ее в "Ленкоме".
Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие").
Как признался Юрий Любимов, он до самого последнего момента был полон интереса к жизни.