Рейтинг@Mail.ru
Еврочиновники: что за комиссия, создатель! - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еврочиновники: что за комиссия, создатель!

Читать ria.ru в
Дзен
Состоявшийся в Ростове-на-Дону саммит Россия-ЕС – двадцать пятый по счету. Журналисты и дипломаты уже привыкли, что раз в полгода глава лидеры Евросоюза встречаются с российским президентом. Но нынешняя встреча – особенная.

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

Состоявшийся в Ростове-на-Дону саммит Россия-ЕС – двадцать пятый по счету. Журналисты и дипломаты уже привыкли, что раз в полгода глава лидеры Евросоюза встречаются с российским президентом. Но нынешняя встреча – особенная. Прямо во время саммита начало работать новое соглашение России и ЕС о реадмиссии, позволяющее властям ЕС возвращать нелегальных мигрантов из третьих стран на российскую территорию. Кроме того, нынешний саммит – первый после того, как вступили в силу положения Лиссабонского договора о реформе ЕС. Поэтому делегацию Евросоюза на нынешних переговорах возглавлял не только председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, но и председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей (европейская пресса часто для краткости называет его «президентом ЕС», хотя этот тихий чиновник что-то не похож на полновластного главу супергосударства).

Нелегко разобраться в разнице между Еврокомиссией, Европейским Советом и Советом Европы, а ведь это – абсолютно разные организации. Объединяет их только способность ветвиться и расти, создавая бюрократическую «чащу», в которой теряются самые очевидные решения. Одно из таких решений – предложение России о введении безвизового режима между Россией и ЕС. Как подтвердил перед саммитом президент Медведев, Россия готова хоть завтра перейти к такому режиму. Предлагал он и согласовать вопрос о предоставлении россиянам возможности хотя бы краткосрочного безвизового посещения стран - членов Евросоюза. Предложение это, однако, не встретило на саммите взаимности со стороны лидеров ЕС. Не будем говорить о многочисленных факторах, говорящих в пользу этого решения: расширения контактов, роста туризма (в первую очередь – из России в ЕС, что выгодно обедневшим южным странам зоны евро) и т.д. Не будем о «за», поговорим о «против» - но только серьезно.

Укреплению визового барьера между Евросоюзом и его восточными соседями начиная с 90-х годов способствовал страх перед «волной нищих мигрантов с Востока». Жизнь показала, что никакой такой волны из славянских стран на ЕС не обрушилось. Даже после присоединения к ЕС Польши и снятия всех ограничений на миграцию из этой страны поляки если и уезжали на Запад, то законно, на подготовленные рабочие места, с деньгами на дорогу. Не было и миграционной волны из Белоруссии, Украины и России, хотя шенгенскую польскую визу, скажем, на Украине можно получить бесплатно. Как отмечает постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, «европейцы волны беженцев дождались, но не с Востока, а с Юга». Люди бегут в Испанию, в Италию и даже на надувных лодочках на Канары из стран Африки, со многими из которых у ЕС формально существует… безвизовый режим!

Если Евросоюз боится прибытия на свою территорию мигрантов из стран Центральной Азии, Афганистана и Китая, то установить личность таких людей и проследить их передвижение, как отмечает эксперт по ЕС, директор Центра европейских и международных исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев, можно и без виз. Человек раскрывает и регистрирует свою личность в десятках мест – при покупке билета на авиарейс, при остановке в гостинице и т.д. А если проникшего в ЕС через Россию незаконного мигранта надо выслать, то по вступившему в силу с 1 июня этого года новому договору о реадмиссии, достаточно сдать этого человека российским пограничникам.
Получается, что виза в сегодняшнем мире – это ненужная формальность, дорогостоящая бумажка, позволяющая подзаработать консульским службам посольств и связанным с ними фирмам. Вот они и ограничивают сроки пребывания, не выдавая даже проверенным на финансовую и моральную состоятельность людям долгосрочных виз.

Выступая за безвизовый режим между Россией и ЕС, Дмитрий Медведев показывает себя большим «евроэнтузиастом», чем сами брюссельские чиновники, которым «евроэнтузиастами» вроде бы следует быть по должности. Почему Россия (а заодно и Белоруссия, и Украина, и другие страны СНГ) оказывается Евросоюзу менее «родной», чем бедная, исламизированная Албания? А ведь Россия, в отличие от Албании,  не стремится в члены ЕС и НАТО. Россия предлагает ЕС режим въезда, который у ЕС существует с полусотней других государств. Этот режим прост – безвизовое пребывание в Шенгенской зоне на срок до 3 месяцев каждые полгода.

Предложения российской стороны по визам – реальное наполнение инициативы «Партнерство через модернизацию», принятой на саммите Россия-ЕС в Стокгольме еще в ноябре прошлого года и не раз упоминавшейся на нынешнем саммите. Россия не скрывает, что для собственного обновления ей нужны европейские технологии и европейские специалисты. Для этих гостей в России создается пресловутый наукоград Сколково, им готовы платить высокие зарплаты и избавить от мытарств в консульствах. Получается, что Россия открыта, а закрыт как раз «суперцивилизованный» ЕС. Там уже придумают новые отговорки от сотрудничества. Центр европейской реформы (CER), например, не рекомендовал давать европейские технологии проектам, в которых участвует российское государство. Интересно, где в ЕС авторы этого предложения видели страну, где государство не участвует в высокотехнологичных проектах?

Нынешний саммит в Ростове – двадцать пятый, но рутинными встречи лидеров России и ЕС как-то не хотят становиться.

Постоянно возникают какие-то новые раздражители: то война в Грузии, то польское вето на переговоры о новом договоре Россия-ЕС, то очередные проблемы на теплотрассе Сибирь-Германия. Во всех этих бедах европейские чиновники и большая часть прессы традиционно обвиняют Россию и без конца скорбят, что мы никак не хотим становиться «частью Европы». Вместо того, чтобы признать: все эти проблемы, как правило, общие, виноваты в них обе стороны и решать их надо сообща – то есть Евросоюзу и России вместе. Только тогда эти поистине общеевропейские проблемы можно решить. Причина проста: на самом деле Россия давно уже часть Европы, хотят этого или не хотят политики в европейских столицах – включая, естественно, Москву.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала