АСТАНА, 1 июн - РИА Новости, Ольга Коваленко. Интересы Казахстана в Таможенном союзе с Россией полностью учтены, заявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов во вторник на заседании правительства в Астане.
РФ и Казахстан 28 мая достигли ряда договоренностей в двустороннем формате: ввести в действие Таможенный кодекс с 1 июля, создать временный судебный орган для разрешения судебных споров и даже вступать в ВТО без участия Минска, если он не присоединится к договорам. Белоруссия, недовольная взиманием Россией экспортных пошлин при поставках нефтепродуктов, в пятницу отказалась от участия во встрече по Таможенному союзу и ограничилась телефонным звонком премьера Сергея Сидорского, подтвердившего стремление Минска продолжать работу.
"Считаю, что в результате достигнутых договоренностей, Казахстан подходит к одному из важнейших этапов в своем экономическом развитии - созданию единой таможенной территории - полностью подготовленным, с максимальным учетом своих требований", - сказал Масимов.
По оценке главы правительства, теперь "большая работа предстоит нашему бизнесу, именно от уровня деловой активности которого будет зависеть успех Таможенного союза".
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ
Масимов сообщил, что, в частности, "достигнуты принципиальные договоренности о нулевой ставке для наших авиаперевозчиков в течение переходного периода, который будет определяться дальнейшими переговорами".
Вопрос о возможном обнулении импортных пошлин на гражданские самолеты при обсуждении в рамках Таможенного союза трех стран внесла Белоруссия, при этом казахстанская сторона предлагала расширить перечень авиатехники, импорт которой будет производиться по льготным пошлинам. В настоящее время в России не облагаются пошлиной импортные гражданские самолеты вместимостью до 50 посадочных мест и свыше 300 посадочных мест, к остальным воздушным судам применяется импортная пошлина в размере 20%.
Единый таможенный тариф Таможенного союза в настоящее время сохраняет действовавшие в РФ до его появления ставки на импорт авиатехники, направленные на поддержку отечественных производителей самолетов, в то время как Казахстан и Белоруссия авиатехнику не производят.
ЗОНЫ СВОБОДНЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Казахстан также договорился с Россией, что льготный режим, существующий для свободных экономических зон (СЭЗ) в рамках Таможенного союза будет действовать до 2017 года.
"Важным результатом наших встреч (заседание высшего органа ТС на уровне глав правительства 28 мая в Санкт-Петербурге) стало установление переходного периода по таможенным льготам для СЭЗ - мы договорились, что существующий льготный режим будет действовать до 2017 года для резидентов, зарегистрированных на территории СЭЗ до 1 января 2012 года",- сказал глава правительства Казахстана.
Он напомнил, что изначально партнеры Казахстана по ТС - Россия и Белоруссия - предлагали исключить льготы по пошлинам в СЭЗ.
"Но в целях создания инвестиционной привлекательности наших СЭЗ, мы отстояли свою позицию по освобождению участников от обложения там пошлинами при ввозе при условии соблюдения критериев достаточной переработки", - уточнил премьер.
КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР
В пятницу в главы правительств России и Казахстана договорились и по наиболее "чувствительному" для Астаны вопросу - по таможенным пошлинам на ввоз подержанных автомашин.
Стороны согласились, что Казахстан до вступления в силу Единого экономического пространства будет ввозить иномарки на льготных условиях, подобных Белоруссии, но с запретом их перепродажи на территории России.
Пошлины на ввоз автомобилей в Казахстан в течение переходного периода в рамках Таможенного союза будут в 2-3 раза ниже ныне действующих, сообщила во вторник министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова.
"Мы договорились, что на самые ходовые автомобили возрастом от 3 до 10 лет пошлины, которые будут предоставляться именно для физических лиц, будут в 2-3 раза ниже, чем действующий с 1 января 2010 года единый таможенный тариф", - сказала Айтжанова журналистам по окончании заседания правительства во вторник.
Ранее на заседании правительства премьер-министр Карим Масимов сообщил, что переходный период по льготному ввозу иномарок в Казахстан будет действовать до подписания соответствующих документов по единому экономическому пространству, то есть до 1 июля 2011 года. При этом не допускается использование льгот для последующей перепродажи автомобилей в Россию. Кроме того, при ввозе одним физическим лицом двух и более автомобилей в течение календарного года ставки пошлин будут выше.
Кроме того, напомнил Масимов, пересмотрены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин - доля Казахстана составляет 7,69% от общей суммы ввозных таможенных пошлин, собираемых по всему Союзу.
"Данный вопрос имеет характер материального пересчета и не влияет на доходы бюджета",- уточнил он.
Глава казахстанского правительства отметил также, что теперь Казахстан "равнопредставлен в комиссии ТС - наднациональном органе, ответственном за таможенно-тарифное регулирование".
"Все решения данного органа, например, по изменению уровня ставок, по введению защитных мер против третьих стран, будут приниматься только консенсусом, это отменяет ранее определенное распределение голосов", - заключил Масимов.