Рейтинг@Mail.ru
Поэтический Арамис - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поэтический Арамис

Читать ria.ru в
С юности они напоминали мне трех мушкетеров – Евтушенко, Рождественский, Вознесенский. Кумиры 60-х, романтики оттепели, задиры и поэтические хулиганы, они постепенно уходят. Первым ушел в 1994-м Роберт Рождественский, сегодня – Андрей Вознесенский.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

С юности они напоминали мне трех мушкетеров – Евтушенко, Рождественский, Вознесенский. Кумиры 60-х, романтики оттепели, задиры и поэтические хулиганы, они постепенно уходят. Первым ушел в 1994-м Роберт Рождественский, сегодня – Андрей Вознесенский.

В 1964-ом он написал Белле Ахмадулиной:

«Нас много. Нас может быть четверо.
Несемся в машине как черти.
Оранжеволоса шоферша.
И куртка по локоть - для форса».

Кем он был в данном «ансамбле»? Арамисом?

«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: "Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Эти пронзительно проникновенные строчки из ленкомовского спектакля «Юнона и Авось» знают и поют даже те, кто никогда не слышал о самом поэте, который воспел страстную и трагическую историю любви русского путешественника и государственного деятеля ХIХ века Николая Резанова  к дочери коменданта Сан-Франциско Донне Марии де ла Консепсьон Марселле Аргуэльо. А был еще суперхит «Миллион алых роз» - о любви художника Нико Пиросмани к актрисе Маргарите. Если бы Вознесенский больше ничего не написал, он бы уже вошел в историю отечественной поэзии.

Арамис, как мы помним, был склонен к некоему позерству, в частности, в компании он любил похвастаться своим литературным талантом. Однако, несмотря на внешнюю лукавость и мягкость, этот мушкетер обладал мужеством и смелостью. Не случайно, д’Артаньян дал ему такую характеристику: «Арамис — сама кротость, олицетворенное изящество. А разве может прийти кому-нибудь в голову назвать Арамиса трусом? Разумеется, нет!»

Нельзя было отказать в твердости характера и Вознесенскому, мастеру открытых выступлений на площадях, который 7 марта 1963 года на встрече Хрущева с деятелями искусства стойко выдержал царственный гнев первого лица государства, визгливо кричавшего ему в лицо, чтобы он убирался к своим заокеанским хозяевам. «Дайте мне договорить», - спокойно повторял Вознесенский. «Вы говорите ложь!» - бушевал первый секретарь ЦК КПСС. « Нет, не ложь», - хладнокровно отвечал молодой поэт, подчеркивая, что никуда не уедет.

Никита Сергеевич сделал отличную рекламу молодому поэту. Вскоре о нем знал весь мир. Вознесенского переводил Роберт Кеннеди. Вознесенский не раз беседовал с Мартином Хайдеггером, Жаном-Полем Сартром, Пабло Пикассо и дружил с Артуром Миллером. Помимо Ленкома была и Таганка Любимова и знаменитый спектакль с Владимиром Высоцким «Антимиры». Кстати, при жизни Высоцкого Вознесенский был единственным из поэтов, кто написал и опубликовал посвященные ему стихи – «Оптимистический реквием по Владимиру Семенову, шоферу и гитаристу».

Высоцкий вспоминал: «Андрей Вознесенский принес мне новые свои стихи и сказал: «Володя, я тебя прошу, чтобы ты исполнил их в этом спектакле». Я ответил: «С удовольствием!»  Прочитал — стихи оказались прекрасными. Многие люди думают, что это мои стихи, что я пою свое. Это неправда. Это стихи Вознесенского. Я их просто положил на ритм гитарный. Это о судьбе каждого поэта».

Нет, Вознесенский не был диссидентом. В романтическом запале он восклицал:

«Я не знаю, как это сделать,
Но, товарищи из ЦК,
уберите Ленина с денег,
так цена его высока!»

Но и в этом проскальзывало что-то от Арамиса, который, как и его друзья, яростно защищал короля (в данном случае, Ленина) и терпеть не мог кардинала Ришелье (Сталина).

В свое время, Борис Пастернак, как некогда Державин Пушкина, благословил Вознесенского на поэтическом поприще. В одном из последних писем он писал: «Я – в больнице. Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».

Не только Борис Леонидович слышен в стихах Вознесенского. Литературным учителем можно назвать и Владимира Маяковского, к фигуре которого Вознесенский часто обращался, как к некому поэтическому мерилу. Да и требование убрать Ленина с денег – это по сути дела продолжение мысли Маяковского в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

«Я боюсь,
                               чтоб шествия
                                            и мавзолеи,
                      поклонений
                                 установленный статут
                      не залили б
                                  приторным елеем
                      ленинскую
                                простоту».

 В «Разговоре с эпиграфом» Вознесенский продолжал разговор с Маяковским, отвечая на его «Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский» - «Владимир Владимирович, разрешите представиться!

Я занимаюсь биологией стиха…
Вы ушли,
Понимаемы процентов на десять.
Оставались Асеев и Пастернак.
Но мы не уйдем —
              как бы кто не надеялся!—
мы будем драться за молодняк.
Как я тоскую о поэтическом сыне
класса «Ан» и 707-«Боинга»...
Мы научили
       свистать
              пол-России.
Дай одного
       соловья-разбойника!..
И когда этот случай счастливый представится,
отобью телеграммку, обкусав заусенцы:
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
             РАЗРЕШИТЕ ПРЕСТАВИТЬСЯ —
ВОЗНЕСЕНСКИЙ».

Лаконизм и вместе с тем, динамичность стиха, сочетание диалектичности мышления, необъятность тем напоминали палитру художника. Что-то такое между импрессионизмом и сюрреализмом.  Да еще в сочетании с иронией автора:

 «У, сплетники! У, их рассказы!
Люблю их царственные рты,
их уши,
  точно унитазы,
непогрешимы и чисты».

Вознесенский был человеком своего времени, которое мы знаем и благодаря ему.

Спасибо, Андрей Андреевич и прощайте.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала