МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Андрей Вознесенский, скончавшийся в Москве во вторник на 78-м году жизни, был великим поэтом, прославившим свою страну, свою культуру и свой язык, заявил РИА Новости Марк Захаров, поставивший в "Ленкоме" знаменитый музыкальный спектакль "Юнона и Авось" на слова Вознесенского.
"Он умел со словами обращаться как-то по-своему, как никто другой. Наверное, да, влияние Пастернака было, но все равно он потом пошел своей собственной дорогой - и свинчивал, взбивал, колдовал каким-то волшебным образом слова, которые становились то угловатыми, то обжигающими, то ласковыми, несущими то надежду, то отрицание", - сказал Захаров.
"Он сочинил такие стихи, которые вознесли его на высокую орбиту. Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления", - добавил режиссер.
Он признался, что смерть Вознесенского вызвала в "Ленкоме" шок.
В свою очередь, альтист и дирижер Юрий Башмет, близко знавший покойного, отметил, что Вознесенский был "естественно, неоднозначной персоной".
"Так же как о многих выдающихся людях существуют разные мнения, о нем тоже можно сказать много всего. Но достойно вот что: он цельно прошел всю нашу историю, благородно выдержал свой путь с достоинством и высоко поднятой головой. Сила его именно в этой цельности", - отметил Башмет.
Он признался, что Вознесенский всегда производил на него впечатление человека светлого, умного, сдержанного и благородного.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского.
В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!..".
Вознесенский начал публиковаться с 1958 года. Официальные критики ругали поэта. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг поэта резкой критике и в запале кричал ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!". Однако, несмотря на временные опалы, его стихи продолжали издаваться большими тиражами.
В 1960-е годы Вознесенский выступал со своими стихами в Париже, в Мюнхене. Совершил поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий стали строками его стихов.
В 1964 году вышел сборник "Антимиры", в 1966 году - "Ахиллесово сердце", затем, в 1970 году - "Тень звука", в 1972 году - "Взгляд", в 1974 году - "Выпусти птицу!", в 1975 году - "Дубовый лист виолончельный", в 1976 году - "Витражных дел мастер", в - 1979 "Соблазн".
В 1979 году Вознесенский принял участие в альманахе "Метрополь".
В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть "О", в 1984 году - книгу "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987 году - книгу "Ров. Стихи и проза", в 1990 году - "Аксиома самоиска", в 1991 году - "Россiя, Poesia".
На стихи Вознесенского Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Алексей Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставил ее в "Ленкоме", Родион Щедрин создал музыкальное произведение "Поэтория".
Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие").
В конце жизни Вознесенский тяжело болел, перенес две операции. В последний раз он появлялся на публике 25 января, на вручении премии "Триумф" в музее им. Пушкина.