Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Бесстрашие российских туристов, их готовность ехать отдыхать в страны, где бушует природа или бастуют местные жители, общеизвестно. Как общеизвестна и тяга к отдыху вне зависимости от жизненной ситуации. И это свойство россиян, судя по всему, спасло туристическую отрасль страны от кризиса. Несмотря на снижение зарплат и рост безработицы, россияне не отказались от путешествий в прошлом году и строят серьезные планы на отдых в году текущем.
Кризис, изрядно потрепавший российскую экономику, в туристической индустрии страны оказался кратковременным и совсем не обвальным. Даже Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм), которому по роду деятельности положено быть оптимистичным, в начале 2009 года прогнозировало, что поток зарубежных отпускников упадет на четверть по сравнению с предкризисным 2008-м. В действительности сокращение составило 15,5% (9,6 млн человек в 2009 году против 11,3 в 2008-м), причем провал пришелся на самое начало года – ту пору, когда люди были больше всего напуганы кризисом, грядущими увольнениями или сокращениями затрат.
Более того: это снижение зарубежной отпускной активности сопровождалось увеличением активности туристов, выбравших российские курорты, санатории и дома отдыха. Число организованных туристов внутри страны в кризисном 2009-м выросло на 1,6% (до 32 млн человек). Отдохнуть не столько от работы, сколько от кризиса – вот превалирующая тенденция в туристической модели поведения россиян в тяжелом 2009 году.
Впрочем, говорить о полном пренебрежении финансовыми аспектами отдыха было бы некорректно. Незначительное падение количественных показателей сопровождалось значительным изменением психологии при выборе показателей качественных. Кризис не стал поводом для того, чтобы не отдыхать вообще, но заставил многих россиян внимательнее отнестись к цене отдыха. И постараться ее снизить.
Один из признаков этого – отказ от ранее популярных экскурсионных туров. Продажи туров такого типа в минувшем году «просели» на треть. Другой признак – выбор стран безвизовых, с поездкой в которые можно быстро определиться. И наконец, отдыхающие из России активно осваивали страны, нетрадиционные для летнего отдыха (так дешевле). Например, в июле 2009 года спрос на туры в Таиланд, где в это время то дождливо, то очень жарко, подскочил на 18% по сравнению с июлем 2008 года. Не испугало туристов и обжигающее летнее солнце Хургады или Шарм-эш-Шейха – традиционных мест зимнего отдыха. В 2009 году в Египте побывало 1,6 млн россиян, что на 13% больше, чем годом ранее.
К зиме нового 2010 года ситуация на туристическом рынке и вовсе уже не напоминала о кризисе. Крупные компании еще думали об оптимизации расходов и необходимости снижения зарплат, а их сотрудники вовсю отдыхали: в Египте, Доминикане, Таиланде и на Гоа. Новогодний турпоток практически не изменился по сравнению с годом предыдущим. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), отдыхать от кризиса в новогодние каникулы отправились более 3 млн россиян.
Летний сезон обещает туркомпаниям еще более удачную жатву. Судя по данным опроса ВЦИОМ, в 2010 году россияне готовы потратить на отдых каждого члена семьи в среднем 16207 рублей. В прошлогодних опросах россияне называли сумму в 12874 рублей. При этом 5% опрошенных (против 4% в 2009 году) заявили о намерении отправиться на отдых за границу. И это, по данным опросов ВЦИОМ, самый высокий показатель за последние двадцать лет.
Но решительный настрой отдохнуть, как уже было упомянуто, не отрицает желания сэкономить. Будь туристическая отрасль столь монополизирована, как скажем, предоставление услуг сотовой связи – не видать бы российским туристам выгодных ценовых вариантов. Спрос настолько устойчив, что ему не мешают ни кризис, ни природные и политические катаклизмы в местах потенциального отдыха. И только высокая конкуренция на этом рынке позволяет потребителю выбирать. А туроператоров заставляет искать схемы, которые бы отвечали запросам потребителей.
Отличительная особенность нового сезона – появление множества предложений отдыха с дифференцированным ценовым предложением. То есть одни и те же туры продаются в комплектации люкс, стандарт и эконом. При покупке тура отдыхающий сможет удешевить его, выбрав, например, перелет чартером, а не регулярным рейсом авиакомпании.
Также цену одного и того же тура может снизить более дешевое размещение (в черте города, а не в центре), сокращение количества экскурсий, отсутствие оплаченного питания.
Далее. В этом году появилось заметно больше предложений комбинированных туров, объединяющих экскурсионную и пляжную программу. Традиционно удобные с этой точки зрения страны - Италия, Испания, Хорватия, Франция или Египет. Средняя продолжительность комбинированного тура составляет обычно 10-16 дней. Поехать в такую поездку оказывается дешевле, чем съездить дважды в год в недельные туры – прежде всего за счет экономии на цене авиабилета, который обычно составляет около трети цены турпакета.
И еще одна примета времени. Как говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, в этом году заметно увеличилось количество туристов, до копейки рассчитывающих затраты на отдых. Таких туристов условно можно разделить на две категории. Одни ждут спецпредложения до последнего момента, практически до даты вылета. Взяв "горящий тур", в безвизовой стране можно отдохнуть за сумму, практически равную цене перелета. Вторая категория экономных туристов планирует отдых заранее и рассчитывает воспользоваться преимуществами раннего бронирования. Скидки туроператоров при покупке тура за несколько месяцев достигают 25%.
Это стремление (и умение) сэкономить, не снизив качество собственного отдыха, - вот, пожалуй, самый главный кризисный урок для россиян, которые любят отдыхать. Полезный, следует заметить, урок.
Поделитесь рецептом экономного отдыха >>
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции