31 мая (18 по старому стилю) начинается Петров пост (дата указана для 2010 г.).
Этот летний пост, который сейчас называют Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы, начинается через неделю после праздника Пятидесятницы.
Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, дата которого, в свою очередь, зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому продолжительность поста варьируется от 8 до 42 дней: самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.
Завершается этот пост всегда 12 июля (28 июня по старому стилю) – в день памяти святых апостолов Петра и Павла, если праздник будет не в среду и не в пятницу.
Название поста связано, во-первых, с тем, что он совершается по примеру первых учеников Христовых постом готовивших себя к всемирной проповеди Евангелия после получения даров Святого Духа, то есть – после Пятидесятницы. Во-вторых, по современному церковному уставу он продолжается до дня святых апостолов Петра и Павла. В-третьих, установление этого обычая восходит к апостольским временам.
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви, но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 28 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV в. об апостольском посте упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V в. – Лев Великий и Феодорит Кирский.
Основная цель поста заключается в подготовке к торжествам во имя двух первоверховных апостолов, которая практикуется верующими с первых веков христианства. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII в.) говорил: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан".
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница Великого поста. По уставу наиболее строгие ограничения в пище (сухоядение) налагаются на православных по средам и пятницам.
Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня ‑ по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла. В понедельник разрешается употреблять горячую пищу без елея. В остальные дни позволяются грибы, крупы с растительным маслом. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника разрешается рыба. Если же день Петра и Павла попадает на среду и пятницу, то пост сохраняется, то есть мясное, яйца и молочное есть не следует, но можно есть рыбу и растительное масло.
В народе Петров пост звали просто "петровки" или "Петровка-голодовка": в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко.
(По материалам книги "Энциклопедия православной кухни", составители: Г .В. Кузенкова, О. А. Кузенков)
В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги – рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку.
Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников