В первое воскресенье после дня Святой Троицы Церковь празднует память всех святых, от века угодивших Богу – тех, в ком дарованная в день сошествия Святого Духа благодать принесла особенно обильные плоды. В 2010 г. этот день выпал на 30 мая (17 мая по старому стилю).
В этот день все праведники Ветхого и Нового Заветов, явленные и неявленные миру, те, о которых люди знают, и те, о которых известно лишь Богу, объединены в общий день празднования.
В этот праздник все христиане могут праздновать свои именины – ведь каждый наречен в Крещении именем одного из святых.
То, что День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, говорит о том, что святость ‑ это плод Духа Святого. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. Апостол Павел писал: "одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков". Так Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.
Сколько всего святых в христианстве – не известно. Не все люди, угодившие Богу, известны миру. Не известны имена многих мучеников первых веков христианской церкви, подвижников и монахов-отшельников, горячо молившихся за мир, верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях. Множество великих подвижников совершали свои подвиги безмолвно и уединенно, так что никто и не подозревал об их существовании. Церковь и им воздает сегодня честь и молитвенное почитание.
Святая Церковь разделила всех Святых, известных и неизвестных, на лики (разряды) в соответствии с тем, каким путем проходили они земную жизнь и достигли вечного Царства.
Такое разделение Святых отражается в порядке прославления их за Богослужением. Это Святые патриархи и праотцы, которые, веруя Божественным обетованиям о пришествии в мир Искупителя, жили на земле ради Него, как странники и пришельцы. За ними следуют Святые пророки, которые, предвозвещая пришествие Христово, обличали пороки и нечестие своего народа, за то терпели поношения и страдания от современников; Святые апостолы, которые, оставив все, последовали за Христом, среди искушений, гонений и страданий проповедовали миру Евангелие и, претерпев до конца, приняли мученическую кончину; Святые мученики, которые за исповедание Имени Христова, за верное исполнение заповедей Божиих терпели жесточайшие страдания и муки; Святые пастыри и святители, которые словом и делом, всей своей жизнью учили и учат живой вере во Христа и благочестивой жизни, которые своими писаниями, учением истолковывали Слово Божие, боролись с еретиками, утверждая истину учения Православной Церкви, полагали души свои за паству свою; преподобные мужья и жены, которые, скитаясь в пустынях, в горах, в вертепах и пропастях земных, своими подвигами показали, до какой высоты совершенства может возвести человека живая вера в Бога и жизнь по вере и, наконец, это Святые праведники, которые, живя в мире, сделали душу свою и сердце обителью Духа Божия.
Став небожителями, Святые продолжают принимать живое участие в нас, ходатайствуя за нас перед Богом.