Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Российская армия продолжит использовать автоматы Калашникова – об этом сообщил журналистам 25 мая директор ОАО «Ижевский машиностроительный завод» Владимир Городецкий. По словам руководителя «Ижмаша», в следующем году Минобороны начнет госиспытания новой модификации «Калашникова», базовый вариант которого получил индекс АК-200.
По имеющейся информации, новая модель АК отличается более эргономичной конструкцией, а вес автомата несколько уменьшен. Однако за счет дополнительного оборудования, которым будет комплектоваться каждый новый «Калашников» – оптический прицел, лазерный целеуказатель и др. – общий вес системы несколько возрастет, с 3,3 до 3,8 кг.
Насколько эти изменения отвечают потребностям российской армии, и современного боя вообще? Для ответа на этот вопрос требуется обратить внимание на некоторые из претензий, которые предъявляются к российской оружейной легенде (а АК давно приобрел статус легендарного оружия).
1. Меньшая, по сравнению с западными штурмовыми винтовками, точность при стрельбе одиночными выстрелами и сильный увод при стрельбе очередями, особенно у вариантов АК под 7,62 мм патрон.
2. Трудность установки современных оптических прицелов.
3. Устаревший открытый прицел.
Проблемы с точностью стрельбы штатных АК, по мнению специалистов, в большинстве своем решаются улучшением качества серийных автоматов и патронов. Известно, что в зависимости от уровня производства, качества комплектующих и боеприпасов АК одной модификации, произведенные в разных странах, могут демонстрировать абсолютно разные результаты.
Сильный же увод и отдача обусловлены конструкцией автомата, и для кардинального устранения этих недостатков требуется внесение изменений в конструкцию - как минимум не меньших, чем в модификациях АК-107/108, в которых за счет применения сбалансированной автоматики удалось значительно понизить отдачу. Подобные изменения, в конечном счете, приведут к необходимости принятия на вооружение новой системы автоматического оружия, что в текущих экономических условиях неприемлемо. Другой выход заключается в использовании новых образцов дульного тормоза-компенсатора (ДТК), позволяющих значительно понизить отдачу.
Проблемы с установкой на АК оптических прицелов связаны с конструкцией съемной крышки ствольной коробки автомата, что не позволяет закреплять на ней оптику – после каждого снятия/установки крышки на место прицел, если он закреплен на ней, скажем, с помощью установленной планки Пикатинни, приходится выверять.
До настоящего времени оптика на АК крепилась с помощью кронштейна с левой стороны ствольной коробки, что в значительной мере ограничивало используемый набор прицелов. Для решения этой проблемы в автоматах 200-й серии введена планка Пикатинни на газоотводной трубке и изменена конструкция крышки ствольной коробки, которая сделана не съемной, а откидной, что увеличило жесткость конструкции и позволило также разместить на ней планку, позволяющую использовать широчайший набор оптических и коллиматорных прицелов.
Открытый прицел АК в настоящее время многими специалистами признан устаревшим, в то же время ряд экспертов настаивает на том, что в типовых условиях боя открытый прицел АК работает достаточно эффективно и нуждается лишь в незначительном усовершенствовании.
В общем и целом, АК «двухсотой» серии представляет собой такую доработку традиционного автомата, в конструкцию которого были внесены изменения, не требующие радикального обновления производственных линий в связи с переходом на новую систему оружия.
В настоящее время ограниченные закупки автоматов новой серии уже ведут ФСБ и МВД. Остается ждать решения министерства обороны. В целом же, если АК-200 пойдет в серию, это будет означать присоединение России к общемировой тенденции, выражающейся в переходе от не очень удавшейся разработки «стрелкового оружия будущего» к совершенствованию имеющихся систем за счет повышения их эргономичности и оснащения дополнительным оборудованием. Нашей стране даже несколько легче – в России стадия разработки «оружия будущего» прошла незамеченной из-за известных событий последних 20 лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции