Рейтинг@Mail.ru
Эдди, которого уважал Утесов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эдди, которого уважал Утесов

© Flickr / HippieDudeДжазовому музыканту и композитору Эдди Рознеру 26 мая исполнилось бы 100 лет
Джазовому музыканту и композитору Эдди Рознеру 26 мая исполнилось бы 100 лет
Читать ria.ru в
Дзен
"Времена не выбирают, в них живут и умирают", - сказал поэт Александр Кушнер. Тем большее уважение вызывают личности, которые не плывут по течению, а пытаются действовать по своим собственным законам. Часто - вопреки обстоятельствам. Такова судьба знаменитого джазового музыканта и композитора Эдди Рознера, которому 26 мая исполнилось бы 100 лет.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», - сказал поэт Александр Кушнер. Тем большее уважение вызывают личности, которые не плывут по течению, а пытаются действовать по своим собственным законам. Часто - вопреки обстоятельствам. Такова судьба знаменитого джазового музыканта и композитора Эдди Рознера, которому 26 мая исполнилось бы 100 лет. Родись он лет на 50 позже, возможно, ему не пришлось пережить коллизии, которые выпали на его долю.

Адольф Эдуард Рознер родился в Берлине в многодетной семье сапожника. Его склонность к музыке проявилась очень рано, в 4 года. Через два года он был принят в музыкальную консерваторию Штерна по классу скрипки, которую блестяще окончил в 10 лет. За этим последовала Берлинская высшая музыкальная школа и золотая медаль по ее окончании. Однако получив классическое образование, Рознер на всю жизнь увлекся джазом, сменив скрипку на трубу, которая принесла ему европейскую славу. Такие резкие повороты вообще были характерны для его жизнелюбивой и авантюристической натуры. К началу 1930-х годов Рознер, который, помимо исполнительских способностей, обнаружил в себе недюжинные таланты композитора, аранжировщика, шоумэна и администратора, создал собственный коллектив, в котором играл на двух трубах сразу.

Карьера музыканта в Германии прервалась в 1933 году, после прихода к власти нацистов. Рознеру, еврею по национальности, оставаться в Третьем рейхе было смертельно опасно. После того, как однажды он был избит штурмовиками в баре в центре Берлина, у него созрело решение покинуть страну. Что он и сделал, вскоре перебравшись в Польшу, где вновь с успехом продемонстрировал европейским слушателям слаженность и отточенность свингового джаза, исполняемого его новым оркестром. Именно там он, не желая иметь ничего общего с Гитлером, взял псевдоним Ади, который позднее трансформировался в Эдди.

Но судьба шла за ним по пятам, как написал как-то Арсений Тарковский, «как сумасшедший с бритвою в руке». 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, и Рознер с невестой и с несколькими музыкантами вынужден был спасаться от германских войск. После того, как 17 сентября в восточную Польшу вступили части Красной Армии, известный музыкант эмигрировал со своим коллективом в СССР. Впрочем, он был не одинок в своем тогдашнем путешествии с Запада на Восток. Так же поступили еще два известных польских эстрадных оркестра - Ежи Петербургского (автор знаменитого вальса «Синий платочек» и танго «Утомленное солнце») и Генрика Варса (впоследствии известный голливудский композитор).

В Советском Союзе - не без помощи будущего начальника Центрального партизанского движения и 1-го секретаря ЦК ВКП (б) Белоруссии Пантелеймона Пономаренко - Рознер создал один из первых советских джаз-оркестров, играющих свинг. Он вскоре получил статус государственного, и во время Великой Отечественной войны дал множество концертов - как в тылу, так и на фронте. А сам Рознер стал Эдди Игнатьевичем.

Коллектив для СССР был очень необычным, «западным». Даже Леонид Утесов признавал авторитет «чужака». Музыканты в белых костюмах, золотая труба Рознера в сиянии софитов, и на заднем плане - невиданная вещь - кордебалет. А самое главное - это был не песенный театрализованный оркестр, а настоящий свинговый джаз-банд.

Свидетель выступлений Рознера, Арнольд Левин, позднее вспоминал, что концерт обычно начинался тем, что в зрительном зале постепенно гас свет, начинала тихо играть музыка, которая постепенно нарастала, и в центре сцены из-за занавеса появлялась сначала труба, затем под шквал аплодисментов рука, а затем появлялся в светлом костюме улыбающийся Эдди Рознер. Играя при этом на трубе и энергично дирижируя оркестром. Его жена, Рут Каминская, была солисткой, исполняла песни на русском и польском языках. Однако, главной «фишкой», конечно, был артистизм музыкантов и обаятельные импровизации самого маэстро.

Например, один из вокалистов, Павел Гофман никак не мог закончить песню «Очи черные», поскольку труба Рознера продолжала тянуть одну ноту. Гофман перечислял цвет глаз: карие, голубые, желтые, зеленые, серые, а затем говорил, что больше не может петь, и, держась за сердце, буквально «уползал» за кулисы. Рознер, продолжая играть, следовал за ним. Тогда Гофман с криком «Помогите!» - выскакивал на сцену, а за ним с той же звучащей нотой появлялся Рознер.

После окончания войны в июле 1945 года Ленинграде состоялось премьера эстрадного представления «Вот и мы празднуем!», которое затем отправилось в Москву. Популярность Рознера набирала обороты. Но вмешалась судьба. В стране началась борьба с космополитизмом, а если точнее, поднял голову государственный антисемитизм. Репертуар оркестра был признан «дешевым» и «безыдейным», а фамилия руководителя оркестра была снята с афиш.

Рознер с женой и дочерью в ноябре 1946 года попытался нелегально выехать в Польшу, но был задержан в Львове. В итоге он получил 10 лет лагерей и был сослан на Колыму. Впрочем, даже там он собрал из заключенных отличный оркестр, получая благодарности от лагерного начальства и сочиняя музыку.

После смерти Сталина Рознер, заработавший в лагерях цингу, вышел на свободу и вновь собрал при Мосэстраде оркестр. Он стал отличной джазовой школой для многих известных впоследствии отечественных музыкантов: композитора Юрия Саульского, певицы Майи Кристалинской, квартета «Аккорд» (снявшегося в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, которую озвучил оркестр Эдди Рознера) и других.

В 1957 году, будучи за рулем собственного авто «Форд» (подарок все того же Пономаренко) около Днепропетровска, Рознер спровоцировал тяжелое ДТП, в котором погиб его администратор. Другой пассажир получил сотрясение мозга и тяжелые переломы. Сам же водитель получил сильнейший удар в челюсть и потерял сознание. Однако от уголовной ответственности маэстро спас указ об амнистии в связи с Всемирным фестивалем дружбы народов.

1960-е годы были для него тяжелым временем. Сказывались последствия цинги и автокатастрофы. Кроме того, на эстраду выходили новые коллективы, которые «теснили» старожила. Ударом стало и постановление Совета министров РСФСР № 319 1969 года, которое поставило под сомнение существование больших эстрадных оркестров. В 1971 года «Росконцерт» настойчиво попросил его на пенсию.

Однако Рознер не привык сидеть сложа руки. При Гомельской филармонии он организовал новый оркестр (как оказалось, последний в его жизни) и в 1972 году вернулся туда, откуда начинал - в Германию (Западный Берлин). После этого его имя в СССР, вплоть до начала перестройки, вновь было подвергнуто забвению.

Рознер же, будучи десятки лет невыездным, успел немного попутешествовать по миру, строил творческие планы. Однако судьба отпустила ему совсем немного времени - 8 августа 1976 года его не стало. Ему было всего 66 лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала