Санобар Шерматова, публицист, член Экспертного совета РИА Новости.
На прошлой неделе страна пережила первую после апрельской революции попытку разжечь националистические страсти. Судя по всему, не последнюю: временное правительство Киргизии предпочло пойти на уступки погромщикам, отодвинув до лучших времен кардинальное решение проблем юга республики.
Сигнал из Ташкента
С особым вниманием в Киргизии следили за работой министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества, собравшихся в столице Узбекистана через три дня после прошедших в Джалал-Абаде беспорядков. Не только потому, что допуск на совещание представителя временных киргизских властей показывал отношение к стране членов организации, в которую входят Россия, Китай и все центральноазиатские республики (за исключением Туркмении). Важна была еще и реакция (или отсутствие таковой) узбекских властей на столкновения в приграничном Джалал-Абаде. Как известно, произошедший там 19 мая погром частного университета Дружбы народов с требованием предать суду его президента, лидера узбекской общины Кадыржана Батырова, привел к человеческим жертвам. Было убито двое и ранено более 70 человек. В городе и соседнем Сузакском районе, где тоже прошли беспорядки, ввели режим чрезвычайного положения.
С самого начала апрельских революционных событий Узбекистан демонстрировал обычную в подобных случаях реакцию, а именно - усилил охрану своей границы. Но теперь на узбекской стороне была замечена и бронетехника. В Бишкеке, где иногда курсируют самые фантастические слухи, заговорили, что Узбекистан, в случае расползания межнационального конфликта на юге Киргизии, способен ввести в опасную зону войска. И тогда внутренний конфликт перерастет в региональный.
Все эти страшилки, несомненно, рождены воспоминаниями о трагических событиях двадцатилетней давности в Ошской области, когда в результате столкновений погибли сотни узбеков и киргизов. В зону конфликта были введены войска МВД СССР; окончательно погасить последствия братоубийственной бойни стало возможно при совмещении усилий представителей двух тогда еще советских республик. Хорошо известна позитивная роль руководителя Узбекистана Ислама Каримова и всемирно известного киргизского писателя Чингиза Айтматова, много сделавших для того, чтобы два народа залечили раны после той страшной трагедии. С тех самых пор в Узбекистане хранят добрую память о великом писателе и гуманисте Айтматове. К 80-летию писателя в прошлом году была издана книга воспоминаний «Чингиз Айтматов навечно в сердцах узбекистанцев».
После распада СССР киргизско-узбекские отношения пережили не один кризис. Стороны были недовольны друг другом по разнообразным поводам: через киргизскую территорию в Узбекистан проходили боевики; узбекские власти вводили ограничения на границе; строительство киргизских ГЭС не устраивает соседей. Но никогда между двумя странами не вставал «узбекский» вопрос.
Этнические узбеки, компактно проживающие на юге Киргизии, достигают, по разным оценкам, до миллиона человек, что составляет значительную часть более чем пятимиллионного населения республики. Сепаратистские настроения, бытовавшие среди узбеков в начале 90-х годов, сошли на нет. Теперь этнические узбеки считают себя гражданами Киргизской Республики, при том, что сохраняют традиционно крепкие связи с родственниками, проживающими по ту сторону границы. Соответственно, к ним, а также к живущим в Киргизии гражданам Узбекистана, привлечено внимание узбекских спецслужб. Об их активной работе в южных районах не раз говорили киргизские общественные организации. Но ни разу – ни спецслужбы, ни официальные власти Узбекистана - не были обвинены в разжигании сепаратистских настроений среди узбекского населения. Скорее, Узбекистан демонстрирует противоположную тактику, пытаясь как можно надежнее закрыть свои границы от очага дестабилизации.
И эта политика, судя по сделанным на заседании ШОС заявлениям, будет продолжена. Глава МИД Узбекистана Владимир Норов, председательствовавший на заседании Совета министров организации, подвел итоги дискуссии по событиям в соседней стране: «Государства – члены ШОС, будучи привержены независимости, суверенитету, территориальной целостности Киргизской Республики, готовы оказывать ей необходимую помощь». Министр добавил, что члены делегаций выразили солидарность народу Киргизстана.
Сдали назад
Между тем, угроза дестабилизации в южных регионах Киргизии остается. Организаторы беспорядков 19 мая искусно воспользовались общим недовольством, вызванным призывами Батырова, в частности, предложением включить в проект конституции положение об официальном статусе узбекского языка в местах компактного проживания узбеков. Необычайно смело, если знать настроения на юге страны, прозвучало его утверждение, что теперь этнические узбеки не будут отсиживаться в стороне, а примут самое активное участие в защите своих гражданских прав. В киргизском обществе, в целом толерантном, очень чувствительно воспринимают любые проявления этнической самостоятельности, особенно со стороны узбеков, являющихся вторым по численности этносом страны. Но разбираться с организаторами беспорядков временное правительство не стало: опасно ворошить осиное гнездо, особенно, когда нет единства в рядах новой власти. И Батыров сначала был объявлен в розыск, а затем его видеобращение с извинениями за некоторые высказывания продемонстрировали по джалалабадскому телевидению. Сегодня и Батыров и новые власти Киргизии предпочли отступить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции