Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Во вторник 25 мая в Осло начинается международный песенный конкурс Евровидение-2010. В этот день и в четверг 27-го в двух полуфиналах будут отсечены по семь аутсайдеров, которые не понравятся телезрителям. Вопрос о победителе решится только в субботу. Но там уже вступят в силу не только музыкально-вкусовые, но и геополитические факторы.
Вокруг финального голосования вскипают порой нешуточные страсти. Правда, происходит это далеко не во всем Старом свете. Публика и критика стран «старой Европы» смотрят на это соревнование несколько свысока, а итальянцы давно уже отказались в нем участвовать, потому что считают свою эстраду чуть ли не лучшей в мире, а выиграть никак не могли.
Зато чем восточнее и севернее по континенту, тем больше значения придается Евровидению. Победы и поражения расцениваются примерно как выигрыши/проигрыши на чемпионатах по футболу (или по хоккею). Триумфаторы если не получают статус национальных героев, то становятся чрезвычайно популярными людьми, в связи с чем эстрадное мероприятие превращается в объект, а то и субъект большой политики. Особенно это свойственно так называемым новым независимым государствам, в том числе и бывшим республикам СССР.
Все эти околополитические практики никак не могу повлиять на качество исполнения участников конкурса. Однако качество далеко не всегда влияет на успех песни после финального голосования. Если, конечно, певец, певица или группа не опустятся ниже определенного среднего уровня, но тогда они просто рискуют не пройти в финал. А в финале зрители часто оценивают выступления по «соседскому принципу» - это уже стало термином, прочно вошедшим в обиход комментаторов соревнований.
На мой взгляд, этот принцип дополняется геополитическим или этническим подходом. Происходит это по-разному. Например, нет ничего удивительного в том, что Кипр и Греция неизменно поддерживают друг друга - ведь там проживает один и тот же народ, этнос, а турецкая часть населения Кипра находится в меньшинстве. С другой стороны, представители Турции всегда находят мощную поддержку Германии и других развитых европейских стран, где активно голосуют турецкие гастарбайтеры.
Что же касается соседского принципа, то тут самое выгодное положение у бывших советских и югославских республик. Хотя это не их особенность. Страны Скандинавии и Исландия, прибалтийские республики и Финляндия, Великобритания и Ирландия, Андорра и Испания, Молдавия и Румыния - никто не забывает оказывать друг другу добрососедские услуги.
Ради преодоления этой предопределенности Европейский вещательный союз - хозяин Евровидения - принял в прошлом году новые правила игры. Отныне помимо телезрителей в каждой стране-участнице голосует профессиональное жюри, по пять специалистов в музыкальной сфере. Голоса жюри и зрителей суммируются по принципу 50 на 50, и таким образом выводится общий балл.
Но мера эта промежуточная и недостаточная. Половина голосов все равно отдается на усмотрение обычной публики. Кроме того, наивно думать, будто профессионалы - музыканты, продюсеры и критики - напрочь отрешатся от национальных предпочтений и «соседского принципа». Они ведь не живут в башнях из слоновой кости, не отгорожены от повседневности, и точно так же могут симпатизировать конкурсантам из близкородственных стран.
Остается принять сложившуюся ситуацию как должное. К сожалению, в наше время политизируется и спорт, и эстрада, и все прочие публичные сферы жизни. Впрочем, есть и два варианта выхода из этого относительного тупика.
Прежде всего, на помощь приходит глобализация. За любую страну имеют право выступать граждане или выходцы из самых разных государств. И такие «многослойные» исполнители могут консолидировать и интегрировать голосования по самым разным принципам. Как это сделал в прошлом году победитель Евровидения Александр Рыбак. Он представлял Норвегию - что обеспечило ему поддержку скандинавских стран. Он также белорус по происхождению и по национальности, о чем не забывает сам, и о чем активно напоминала его пиар-служба - за счет чего получил голоса многих бывших наших союзных республик.
Наконец, Рыбак хорошо спел и выделялся на общем фоне. Как оно ни банально, это тоже эффективный способ преодоления «местнических» обычаев, свойственных голосующей публике: выдать яркую и запоминающуюся песню, пусть простодушную и незамысловатую, потому что чрезмерная сложность музыки или исполнения на эстрадном конкурсе может только навредить. В 2009-м в Москве Александр Рыбак и его продюсеры нашли золотую середину. Молодой певец уместился в прокрустовом ложе, пролез в бутылочное горлышко, проник в щель-зазор между ширпотребом и штучным товаром. То есть, оказался настолько талантлив и оригинален, насколько это может позволить массовая культура. Но ни в коем случае не слишком.
Угадать пропорцию заранее невозможно. Поэтому чрезвычайно трудно делать прогнозы на Евровидение-2010. На утро вторника 25 мая в букмекерских конторах лидировали представители Германии и Израиля, а, кроме того, как это ни удивительно, сразу трех закавказских республик - Азербайджана, Армении и Грузии. Но это значит только, что на них делалось больше всего ставок. Не более того.
Букмекерские конторы очень часто ошибаются. Вернее, ошибаются их клиенты. Пока по прослушивании всех 39 кандидатов, пятеро из которых уже застолбили себе место в финале (по правилам в финал автоматически проходят представители страны-хозяйки конкурса и четырех стран-основателей: Германия, Франция, Испания, Великобритания), можно сказать только, что в начинающемся конкурсе на редкость сильна лирическая струя. В долгий ряд грустных, а иногда - и даже слишком часто - заунывных баллад и песнопений органично вписывается посланец России Петр Налич со своим коллективом.
Но выиграет тот или те, кто особенно выделится в рамках этого лирического жанра или сумеет взорвать музыкальную окружающую среду своим драйвом, энергетикой и ярким эффектным шоу. И тогда ни «соседский принцип» голосования, ни взаимная поддержка братских республик, ни прочие немузыкальные критерии не сработают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции