Еще несколько лет назад получение среднего образования за рубежом было чрезвычайно модным. Популярно ли зарубежное обучение сегодня и к чему должен быть готов тот, кто решил окончить школу за пределами РФ, в интервью РИА Новости говорит председатель совета Ассоциации российских консультантов по образованию (АРКО) Александр Герасименко.
- Александр Иванович, как складывается сейчас ситуация с получением среднего образования за рубежом? Почему родители отправляют детей на учебу в другие страны?
- Спрос на среднее образование за рубежом последние годы держится примерно на одном уровне. Поменялись мотивы, побуждающие родителей отправлять детей учиться в другие страны. В 1990-е – начале 2000-х это было в новинку, у людей тогда только-только появились большие деньги, и это провоцировало ажиотажный спрос. Была своего рода мода на зарубежное образование. Сейчас мода прошла. Но усилились привлекательность, целесообразность и в какой-то мере доступность получения образования за рубежом. Сегодня родители принимают решения более взвешено. Многие обдумывают возможность отъезда из страны, поэтому и отправляют детей учиться за границу.
Как показывает практика, после окончания школы за рубежом молодые люди получают там и высшее образование, а затем остаются на стажировку либо устраиваются на работу, потому что становятся специалистами, востребованными на международном рынке труда.
- Как родители выбирают страну и школу?
- Влияет и ценовая политика, и удаленность страны от России, и даже наличие родственников за границей, которые могли бы присмотреть за ребенком.
По-прежнему очень популярны британские школы. Великобритания занимает около 50-60% рынка среднего образования. Ее ценят за бренд: у россиян сложилось представление, что британское образование - лучшее.
Из англоязычных стран востребованы Канада, Ирландия, Австралия. Эти страны признают дипломы о среднем образовании друг друга, и после окончания средней школы, допустим, в Ирландии можно поступить в британский университет.
Германия, Франция привлекают возможностью получить бесплатное высшее образование.
В Испании у многих бизнес, родители ездят в эту страну чуть ли не каждую неделю и потому хотят, чтобы дети учились там, жили.
- Поступать сложно? Ведут ли школы отбор кандидатов?
- Необходим языковой тест. Но если в ирландских и канадских школах его результаты просто принимают к сведению, а детей (обучение платное) берут на учебу, даже если тест сдан слабо, то в Англии или Швейцарии с этим сложнее.
В «топовых» школах деньги решают далеко не все. Для таких учебных заведений важен престиж: ученик с плохими оценками «потянет» рейтинг школы вниз. Швейцарские школы не принимают учеников без сдачи тестов и предварительного знакомства педагогов с ребенком.
Посещение школы является обязательным условием для зачисления и в некоторых британских школах.
В Англии, выбирая школу, родители могут посетить 2-3 учебных заведения, которые в свою очередь будут выбирать учащегося. Отказ в приеме чаще всего не мотивируют. Обычно просто информируют: «К сожалению, мы не можем вас принять, но готовы рассмотреть ваше заявление на следующий год». Может быть, уровень знаний недостаточный, или педагогам ребенок не приглянулся.
Бывает, что если уровень знаний недостаточный, ребенок полгода-год может отучиться на подготовительных курсах, после чего его зачислят в школу.
- Как дети адаптируются к новой системе обучения? В чем трудности?
- Чужой язык, другая система обучения – естественно, адаптироваться непросто. Поначалу дети не всегда успевают понять задание, а не то, что его выполнить, в результате падает и успеваемость.
Часто возникают проблемы с математикой. Сначала наши ребята возмущаются: «Мы полгода столы линейкой меряем, что за ерунда?» А через полгода тест не могут сдать.
Многим не дается география - в англоязычных странах она экономическая. Появляются и новые предметы (например, business study - изучение бизнеса), с которыми дети раньше не сталкивались.
Приходится привыкать и к новой системе оценки знаний. Почти нет ни ежедневных опросов, ни домашних заданий, а те, что есть, не всегда связаны с пройденным материалом, скорее творческого плана: прочитать книгу и написать эссе по ней.
Конечно, все это преодолимо, но потребуется время на адаптацию.
- В каком возрасте лучше отправлять школьника на учебу?
- Большинство родителей оправляет детей после окончания 9 класса, в 14-15 лет. Дети в этом возрасте обычно уже самостоятельны, и родители могут быть за них спокойны. Хотя многие едут учиться и раньше, в 12 лет, после 5-6 классов.
Как правило, чем раньше дети оказываются в зарубежной школе, тем лучше, они легче адаптируются. Хотя многое зависит и от самого ребенка: был случай, когда девочку отправили за границу в середине 10-го класса – она успешно окончила школу и поступила в престижный вуз.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости