Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
ООН решила всерьез включиться в борьбу с пиратством на морях и океанах. На прошедшей в Стамбуле очередной конференции ООН по Сомали участники (55 стран и 12 международных организаций) договорились создать международный антипиратский фонд. Точного названия у него пока нет, а есть вполне условные (пока) функциональные рамки. Из фонда, если говорить на простом и понятном мирском языке, будет оплачиваться перевозка пиратов туда, где их можно будет судить и наказывать. То, что должны на добровольной основе вложить в фонд государства и частный бизнес, таким образом, пойдет на «билет», адвоката (судопроизводство) и отсидку для флибустьеров.
Машина ООН обычно очень долго разгоняется. Но Генеральный секретарь Пан Ги Мун заверил в Стамбуле, что эксперты ООН уже усиленно работают над унификацией международных правовых норм по борьбе с пиратами и преданию их суду. Скоро такие меры будут готовы и обнародованы. Это все закреплено в Стамбульской декларации, что уже само по себе - большое достижение.
До сих пор в международном праве и национальных законодательствах большинства государств, суда которых патрулируют воды у берегов Сомали и в районе Африканского Рога, было столько брешей, что пиратов приходилось отпускать. Их легче было «сбыть с рук», чем начинать дорогостоящие, сложные и неясно чем могущие закончиться процедуры юридического преследования.
Последний такой «громкий случай» был с нашим «Маршалом Шапошниковым», с которого 5 мая были тихо посажены в лодку и отпущены около десяти пиратов, захвативших танкер «Московский университет». В принципе, моряки сделали то, что было в традициях самых гуманных флотов мира: они отпустили пиратов, вместо того чтобы вешать их на реях.
Эти пираты нам еще могут «аукнуться». Как раз накануне стамбульской конференции представитель министерства информации переходного правительства Сомали Абдирасак Аден объявил, что Россия до сих пор «не извинилась перед народом Сомали» за то, что совершила такой «антигуманный акт», и это серьезнейшим образом скажется на дипломатических отношениях между странами. Это, конечно, было сказано в состоянии сильной запальчивости. Переходное федеральное правительство Сомали пока контролирует несколько кварталов в центре Могадишу. Да и то только с помощью войск Африканского Союза.
В те самые дни, когда в Стамбуле шла конференция по Сомали и пиратству, в столице Йемена Сане прошел очередной суд над захваченными сомалийскими пиратами, которые участвовали в нападении на йеменское торговое судно еще в апреле. Шестеро были приговорены к смерти, и приговор уже приведен в исполнение (обычно в Йемене это делается через усекновение главы). Еще 6 человек, которых признали непричастными к убийству двух йеменских моряков, сядут в тюрьму на 10 лет. Зная тюремные условия в Йемене, а они до сих пор примерно такие же, какими были во времена «Тысячи и одной ночи», еще непонятно, кому больше повезло.
США пока чуть ли не единственная страна мира, которая ловит пиратов и передает их в американскую юрисдикцию для вершения правосудия. 19 мая в нью-йоркском суде был признан виновным сомалиец, руководивший захватом в 350 милях от Сомали американского контейнеровоза Maersk Alabama в прошлом году. Приговор будет оглашен в октябре. Ему грозят 34 года тюрьмы.
На крупнейшей атлантической базе ВМС США в Норфолке сейчас ждут судов 11 сомалийских пиратов. Вообще американцы, надо сказать, в этом отношении люди самые последовательные. Правда, у них есть богатый «экспедиционный опыт» и много средств. Со времен еще «Бури в пустыне», вторжений в Афганистан и Ирак транспортные мосты в США из региона Персидского залива и Африканского Рога отлажены наилучшим образом. Да и судят американцы пиратов, которые нападают на суда под американским флагом.
С судами, ходящими под «флагом удобства», все обстоит гораздо сложнее. Под чью, например, юрисдикцию подпадают пираты, грабящие «торговца» под либерийским флагом (как, к примеру, «Московский университет»), с командой из двух-трех, а то и десятка национальностей, владельцами из Сингапура, Гонконга или Лондона, да еще и захваченных в международных водах?
Страны Евросоюза не так давно договорились, например, о том, что захваченных пиратов можно судить в расположенных в регионе странах. Такие соглашения есть у ЕС с Кенией и Сейшельскими островами. Но вся проблема сейчас в том, что их суды более не справляются с потоком дел. Кения в мае приостановила прием новых захваченных, поскольку ее суды буквально завалены пиратскими делами. Здесь ждут судов по 60 случаям пиратства в районе Африканского Рога.
Все серьезные эксперты утверждают, что борьба с пиратством должна начинаться на суше. Пока Сомали по существу разбита на «лоскутные монархии» или «халифаты», пока в стране царит анархия и нет единого управления, вольготно будет и вольному пиратству на морях.
Акты пиратства пока квалифицируются только Конвенцией ООН по морскому праву 1982-го года. Специалисты уверены, что она нуждается в серьезной доработке и модификации. В нее должны быть встроены более четкие определения. Кроме этого необходимо разработать и тщательно кодифицировать общеприемлемый международный свод нормативных наказаний за акты пиратства. Ведущие морские державы должны иметь твердые международно-правовые обоснования для совершения рейдов на пиратские базы на территориях прибрежных государств. Выплаты выкупов пиратам должны быть прекращены.
Если ООН всерьез возьмется за Уголовный кодекс для пиратов, то это серьезно поможет антифлибустьерскому делу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции