ЛОНДОН, 24 мая - РИА Новости, Елена Пахомова. Копия корабля "Виктори" (Victory) в бутылке, который был флагманским судном адмирала Нельсона в битве при Трафальгаре, заняла пустующий четвертый постамент на лондонской Трафальгарской площади в рамках многолетнего арт-проекта, передает корреспондент РИА Новости.
"Корабль Нельсона в бутылке" британского художника нигерийского происхождения Йинки Шонибаре - точная копия знаменитого парусника, только в 30 раз меньше оригинала. Кроме того, это первый временный памятник для четвертого постамента, имеющий непосредственную связь как с Трафальгарской битвой, так и с одноименной площадью и стоящей на ней колонной Нельсона.
Бутылка длинной 4,7 метра и диаметром в 2,8 метра была сделана в Риме, а вот модель корабля, включая 80 пушек, канаты, деревянные балки и паруса, делались художником вручную. Огромные паруса "Виктори" сделаны из ткани цвета африканских национальных одежд как дань корням художника и в честь Дня единения Африки, который отмечается 25 мая. Орнамент ткани на самом деле сделан по индонезийским мотивам, полотно производилось в Голландии и потом продавалось в колониальные страны западной Африки. Со временем этот орнамент стал символом именно африканской идентичности.
Шонибаре - художник-инвалид, что не помешало ему стать финалистом одной из самых престижных премий в мире в области современного искусстве - Тернеровской премии в 2004 году и снять концептуальный фильм-танец "Бал-маскарад" (Un Ballo in Maschera).
"Вы все, конечно же, хотите спросить меня, как я засунул корабль в бутылку, - начал свое выступление в понедельник на открытии скульптурной композиции Шонибаре. - Так вот я вам не скажу. Главное, что моя работа отражает наследие Нельсона, а также всю креативную, экономически разнообразную динамику нашего города (Лондона), который стал таким именно благодаря своей мультинациональности и смешению культур и наследий".
Шонибаре "закупорил" корабль адмирала Нельсона в бутылке еще в 2008 году и все это время макет стоял в здании лондонской мэрии. Мэр британской столицы Борис Джонсон на открытии скульптуры поблагодарил художника за то, что в одном произведении искусства он смог соединить разные культуры и британскую историю, и выразил надежду, что лондонцы будут больше интересоваться своей историей.
"По последним опросам, 15%, а это немало, молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет думают, что Трафальгарскую битву выиграл Оливер Кромвель", - посетовал Джонсон.
"Виктори" - флагман адмирала Горацио Нельсона и самый знаменитый трехпалубный корабль из всех существовавших - дожил в своем неизменном виде до наших дней, несмотря на то, что сильно пострадал в Трафальгарском сражении. Именно на его борту был смертельно ранен сам адмирал. Сегодня "Виктори" является главным экспонатом в музее Портсмута.
Четвертый постамент пустует со дня открытия архитектурного ансамбля Трафальгарской площади в его современном виде в 1841 году. На трех других постаментах возвышаются массивные статуи - двух генералов XIX века и короля Георга IV. Четвертое место предназначалось для памятника королю Вильгельму IV, однако после его смерти на установку монумента не нашлось достаточно средств, и постамент остался пустым на долгие годы.
Пустующий постамент с 1998 года стал излюбленным местом художников для реализации арт-проектов и установки временных скульптур.
Последним реализованным на четвертом постаменте проектом был арт-марафон живой скульптуры известного британского художника Энтони Гормли "Один и другой" (One and Other). В рамках акции в течении ста дней любой желающий получал на час в свое распоряжение пустующую площадку, где мог вытворять все, что угодно. В проекте приняли участие 2,4 тысячи человек.