Более 130 тысяч детей, по данным Рособразования, содержится сегодня в сиротских учреждениях, и главная проблема для выпускников детдомов – социальная адаптация. О том, какие у них возможности продолжить образование и устроиться в жизни, говорит в интервью РИА Новости директор благотворительного фонда «Большая перемена» Ирина Рязанова.
- Ирина, куда поступают выпускники сиротских учреждений? Какие у них возможности выбрать интересную для себя профессию?
- Чаще всего такие дети идут в профессиональные училища. Большинство на момент поступления в сиротские учреждения уже отстают от сверстников по уровню образования и развития на два-три года. А к выпуску нередко уже на шесть-семь лет – у воспитателей в детдомах нет возможности заниматься с каждым дополнительно, как это делают родители в семьях. И если это ребенок из социально неблагополучной семьи, попавший в детдом уже подростком, освоить школьную программу ему трудно. Даже если он получит аттестат, уровень его знаний будет значительно ниже того уровня, что дает средняя школа.
Кроме детдомов есть и коррекционные интернаты – для детей с ограниченными возможностями, с интеллектуальными нарушениями. В Москве 70 % детей-сирот учится в таких учреждениях; они получают минимальные знания (на уровне 5 класса) и документ об образовании – в отличие от аттестата, он дает возможность выбора из очень ограниченного круга профессий.
- Какие варианты есть у выпускников сиротских учреждений, чтобы наверстать упущенное в школьном возрасте? И многие ли способны на это?
- Теоретически, они могут поступить в вечернюю школу, которая позволит им получить аттестат за 9-й или 11-й класс. Однако сложность состоит в том, что вечерняя школа также не предполагает индивидуального подхода, обучение проходит по стандартной программе. Сумеет ли выпускник восполнить пробелы в образовании, зависит от его собственной настойчивости и самостоятельности, но в детдоме эти качества не развивают.
Есть статистика Генпрокуратуры РФ: 40% бывших детдомовцев оказываются за решеткой и лишь 10% как-то «встраиваются» в жизнь общества. Трудно сказать, насколько достоверны эти данные – как я знаю, им уже более 10 лет, но они периодически появляются в отчетах НКО и в СМИ – за неимением новых. По нашим сведениям, в Москве из детдомов ежегодно выпускается около 500 человек, у нас учится 60 (готовятся по всем предметам школьной программы для поступления в вузы и колледжи, посещают образовательные клубы). Приходят сами – разного возраста, есть даже 30-летние.
- Каким образом надо проводить для них занятия? И каких результатов можно достичь?
- Сначала мы организуем подготовительное отделение – смотрим, как пришедшие усваивают материал, какие у них особенности, что им интересно; разрабатываем для каждого свою программу и тех, у кого схожие трудности, объединяем в небольшие группы по 3-5 человек.
Некоторые идут учиться дальше – так, мальчик из коррекционного интерната занимался у нас 4 года, сейчас заканчивает колледж при Тушинском машиностроительном заводе и одновременно уже работает. Однажды была школьница из замещающей семьи, тоже из коррекционного интерната – перешла в массовую школу.
Конечно, успехи у всех свои – мы не ставим целью подготовить каждого к поступлению в МГУ. Для кого-то значимый результат – научиться читать вывески в метро, чтобы не заблудиться.
- Какие условия нужны для того, чтобы ребенок мог развиваться подобным же образом в сиротском учреждении?
- Первый этап - это создание для детей другой атмосферы: они должны почувствовать себя в безопасности, должны ощутить любовь к себе, приятие. Второй – работа непосредственно по развитию. Третий этап – формирование знаний, умений и навыков. Если не обеспечен первый этап, абсолютно бессмысленно говорить о втором и третьем – зажатый, испуганный, ребенок учиться не будет.
У детей в коррекционных интернатах проблемы часто даже не в связи с медицинским диагнозом, а по причине социально-педагогического отставания – ведь многим в детстве и сказок-то никто не читал...
К сожалению, в большинстве детдомов нет условий для дополнительных занятий с каждым ребенком. В идеале в таких учреждениях должно было бы содержаться не больше 40 человек – но это, конечно, трудно экономически.
Влияет и усталость, неверие сотрудников в возможность изменений. Но некоторым учреждениям удается организовать индивидуальное обучение и в рамках системы. К нам приезжали заместители директоров по воспитательной работе из Красноярска, Новосибирска: в одном из коррекционных интернатов детям пригласили репетиторов – те вывели их на сдачу экзаменов за 9-й класс.
Сейчас у нас сложились хорошие отношения с директорами нескольких детских домов – они отпускают ребят к нам на дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ или для сдачи экзаменов в экстернате. Возможно, даже лучше, если ребенок выедет куда-то позаниматься вне замкнутой интернатной системы, расширит свой кругозор.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости