Эксперимент по внедрению программ прикладного бакалавриата в семи российских вузах и 23 ссузах стартует в сентябре 2010 года. Что понадобится для его успешной реализации в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Лейбович.
- Александр Наумович, зачем понадобился эксперимент по прикладному бакалавриату?
- Речь идет об оптимизации сроков подготовки квалифицированных кадров и ускоренном включении выпускников в практическую работу. В советское время молодой специалист, пять лет проучившись в вузе, еще три года работал по распределению, и его нельзя было уволить - фактически это была длинная практика. Сейчас работодатели хотят, чтобы бакалавр, отучившись четыре года, стал полноценным работником максимум за полгода, а при приеме на работу требуют наличие опыта профессиональной деятельности.
Это привело к поиску новых форм не только в начальном профобразовании, в переподготовке и внутрикорпоративном обучении, но и в устоявшихся десятилетиями программах среднего и высшего профобразования.
Задача прикладного бакалавриата – сделать так, чтобы человек с высшим образованием, завершив обучение, обладал полезными для рынка труда профессиональными компетенциями, сформированными и документально подтвержденными.
- Чем прикладной бакалавриат будет отличаться от обычного?
- В структуру образовательной программы, наряду с традиционными академическими дисциплинами, вводятся профессиональные модули – раньше их использовали лишь в начальном и среднем профобразовании. На различные виды практических занятий в образовательной программе прикладного бакалавриата отводится не менее 50% учебного времени - для освоения компетенций, признаваемых рынком труда.
Эксперимент должен показать, в состоянии ли вузы и колледжи так организовать учебный процесс, чтобы «поставлять» на рынок труда готовых профессионалов – не только своими силами, но и с помощью социальных партнеров: работодателей, учреждений профобразования другого уровня.
- Готовы ли к сотрудничеству предприятия?
- Вузы и колледжи доказали конкурсной комиссии, что предприятия вместе с ними готовы участвовать в реализации образовательных программ. Работодатели подтверждали необходимость той системы профессиональных квалификаций, которая закладывалась в профессиональных модулях участников конкурса, и выражали готовность взять на работу подготовленных таким образом выпускников.
В этом, кстати, отличие от конкурса для учреждений начального и среднего профобразования в рамках нацпроекта «Образование» - предприятия включались прежде всего экономически. А здесь они фактически участвуют в образовательном процессе: предоставляя места практик, персонал для проведения занятий и прочее.
- Какие условия для этого необходимы?
- Главное – реальная потребность предприятий в квалифицированном персонале, и это зависит от наличия у них стратегии, намерений повышать эффективность производства за счет новых технологий и современного оборудования, а значит – за счет повышения квалификации персонала. Если у бизнеса есть заинтересованность, он найдет рычаги влияния на образовательные учреждения.
Для самих образовательных учреждений важны внешние условия. Уже есть нормативно-правовые рамки для создания системы внешней оценки качества подготовки кадров, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Минобрнауки РФ для этого сформирован общественно-государственный совет.
Требуется и повышение квалификации преподавателей. Учитывая, что модули будут вводиться с третьего или четвертого курса, преподаватели могли бы успеть пройти стажировки в компаниях – социальных партнерах. Традиционная схема переподготовки эффекта не даст: определять готовность преподавателей к ведению модулей должны работодатели.
- Почему в эксперименте участвуют всего семь вузов, ссузов же - 23?
- Для колледжей это возможность ввести у себя обучение по программе высшего профобразования (в сотрудничестве с определенными вузами). А вузы и без конкурса имеют право разрабатывать программы прикладного бакалавриата, это не противоречит принятым новым образовательным стандартам. Есть риск, что колледжи, заключив с вузами формальные соглашения, фактически будут опираться на собственные ресурсы. Этот риск должен быть компенсирован всесторонним мониторингом хода эксперимента и бескомпромиссной оценкой квалификации выпускников независимыми сертификационными центрами (они сейчас формируются). Роль могут сыграть и органы по контролю и надзору в сфере образования.
- Сколько человек в перспективе смогут стать «прикладными бакалаврами»?
- Минимальный потенциальный рынок этих программ – до трети выпускников учреждений СПО, сегодня продолжающих учебу в вузах, около 90 тысяч человек в год.
В рамках конкурса были выбраны, в основном, технологические специальности, наиболее дефицитные на рынке труда. Но есть и экономические.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости