Многие выпускники школ испытывают сложности при выборе будущей профессии. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко неоднократно призывал вузы заниматься профориентацией школьников, разъясняя им особенности той или иной профессии. О том, в каком возрасте можно принимать решение о выборе профессии, в интервью РИА Новости рассказал профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников.
- Николай Сергеевич, в чем состоит главная проблема профориентации?
- В отсутствии системной государственной помощи, в которой бы участвовала не только школа, но и центры профориентации, подобные центрам занятости. Профориентационная работа должна быть рассчитана не на один год, и ее на постоянной основе должны вести разные специалисты, психологи, учителя. По сути, это должна быть подготовка к жизни. Но такой системы нет.
- Может ли частное профконсультирование стать заменой государственному? Сегодня этот рынок активно развивается.
- Платные профконсультации важны, но они не заменяют систему профориентации. Платные центры могут входить в нее лишь как один из элементов.
Помощь профконсультантов – фрагментарная. Услуги платные, люди ограничиваются одной-двумя встречами с консультантом, чего явно недостаточно. Чтобы помощь была действенная, клиент и консультант должны работать более тесно, выстроить разные профессиональные сценарии.
Институт профконсультирования еще не устоялся. Дело прибыльное, к нему устремились все, кто может, и чаще можно столкнуться с профанацией, чем с реальной помощью. Так что прежде чем принять совет, иногда стоит даже проконсультироваться с двумя-тремя специалистами.
- С какого возраста должна начинаться профориентационная работа?
- Со старшего дошкольного. Это могут быть как разговоры о профессиях – к таким беседам дети в этом возрасте очень восприимчивы, – так и игры, через которые дети учатся понимать мир взрослых, социализируются. Конечно, все должно происходить естественно: речь идет не о выборе, а о подготовке к нему.
Успешный и свободный выбор молодой человек сможет сделать только после того, как «примерит» на себя самые разные варианты.
Принцип проб заложен в передовых системах профориентации – к примеру, в японской – системе Фукуяма-тест. Все японские школьники в течение последних трех лет обучения в обязательном порядке знакомятся с основными сферами производства, «пробуя» профессии в специальных мастерских, так что к окончанию школы у выпускников формируется представление о японской экономике. К этому же приближается и Запад, где в школах и вузах гораздо больше практических занятий, чем у нас. Чем больше проб, тем шире кругозор и тем обоснованнее будет профессиональный выбор. С детства «привязывать» ребенка к какой-то одной профессии – в общем-то, ошибочно. Бывает, конечно, что и в том случае все складывается неплохо, но это скорее исключения.
- Когда же правильно принимать решение о выборе профессии?
- Чем позже, тем лучше. Но при этом «упражняться» в выборе надо начинать пораньше: у школьника должны быть варианты, которые необходимо постоянно переосмысливать, он даже может готовиться к ним.
Важно понимать и то, что всегда будет возможность скорректировать выбор. Как это ни парадоксально, но на выборе одной профессии сегодня вообще не стоит замыкаться. Сегодня человек может получить несколько образований и профессий. И хорошо, если помимо одной профессии есть время и возможность реализовать себя еще в чем-то - в другой профессии, хобби. Это способствует и личностному развитию: жизнь не замыкается на одной деятельности, и человек становится более гармоничным.
- А как же самореализация?
- Она, безусловно, важна. Однако представление о ней у всех разное. Так, для одного это возможность зарабатывать как можно больше денег и тратить их, для другого – делать добрые дела, возможно, и бескорыстно. Более того, само представление о самореализации меняется по мере развития человека. И это вполне нормально. Надо понимать, что профессиональный выбор не бывает окончательным. На новом жизненном этапе будут и новые желания.
- Дайте, пожалуйста, совет тем, кто еще не определился с профессией, а пришла пора принимать решение.
- Прежде всего, не надо драматизировать ситуацию: любой выбор не последний, будут и еще, и будет возможность доучиться и сменить профессию.
Если сложно определиться, лучше выбирать образование с широким профилем специальностей. А потом в рамках полученного образования – что-то по душе. Период профессиональной адаптации к большинству специальностей не сложен - освоение офисной работы много времени не займет.
Правильным решением будет ориентация на вуз, его репутацию. Недаром говорят, что цель профессионального образования – даже не столько знания, умения и навыки, сколько формирование личности специалиста. Благоприятная среда поможет сформировать отношение к профессии.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости